"Чемпион чемпионов". Поразительная жизнь Ивана Поддубного (Спорт факт, 09.10.2016), "Чемпион чемпионов". Поразительная жизнь Ивана Поддубного (Спорт факт, 09.10.2016)

"Чемпион чемпионов". Поразительная жизнь Ивана Поддубного (Спорт факт, 09.10.2016)

10 октября 2016
14:33
Иван Поддубный

Спорт факт, 09.10.2016



Календарь Гескина. И просил-то всего - 200 граммов хлеба…

Ровно 145 лет назад, 9 октября 1871 года, родился великий борец, обладатель титула "Чемпион чемпионов" Иван Поддубный

О том, что он был борцом, известно всем. Что выступал на аренах цирков и за 40 лет не проиграл ни одного турнира - многим. Пару лет назад в кинотеатрах страны крутили фильм "Поддубный" с Михаилом Пореченковым в главной роли. Но я поспрашивал знакомых - даже те, кто интересуется историей спорта, не в курсе подробностей его поразительной жизни.

Попробую исправить ситуацию. Тем более что есть повод. Приготовьтесь: история будет длинная.
Родился Иван Максимович Поддубный в селе Богдуховка Полтавской губернии. В семье было шестеро детей, три сына, три дочери. Иван - самый старший из них. Все мужчины были как на подбор - богатыри. Так исстари повелось.

«Предок наш, он при Полтаве воевал - на штык шведов зараз взял в бою чуть не дюжину, да еще и стяг вражеский. А царь Петр за это его наградил и после службы землей пожаловал», - рассказывал Поддубный.

Рассказывал и об отце - что тот легко поднимал пятипудовые мешки с зерном и бросал их на телегу. Уже в глубокой старости мог, схватив быка за рога, повалить того за землю.

А брат Ивана - Митрофан, когда они вдвоем выступали в тульском цирке, поднимал на плечи помост с оркестром из двенадцати человек.

При этом наш герой по нынешним временам был не очень и высок - 1 м 84 см. Зато другие его показатели внушали уважение. В 1903 году по предложению главы Петербургского атлетического общества графа Георгия Рибопьера (человека замечательного, сделавшего очень многое для развития спорта в России и, кроме всего прочего, члена МОК) Поддубного решили направить в Париж - на соревнования, которые громко назывались чемпионатом мира по французской борьбе (теперь мы знаем ее как греко-римскую). И там, в Париже, ему составили медицинскую карточку: вес - 118 кг, бицепс - 46 см, грудь - 134 см на выдохе, бедро - 70 см, шея - 50 см.

С годами вес еще увеличился - под 130 кг.

Поддубному во время парижского чемпионата шел уже 32-й год, но во французской борьбе он был новичком: прежде обычно боролся на поясах. А соперничать предстояло с лучшими борцами мира общим числом - не поверите - 130 человек. Правила были жесткие: проиграл схватку - выбываешь из турнира. Поддубный выиграл 11 поединков, пока его соперником не оказался француз Рауль ле Буше.

Вот подробности этой схватки, которые я нашел в одной из статей в Сети:

"Поединок начался в очень быстром темпе. Буше пытался ошеломить соперника каскадом быстро меняющихся классических приемов. Иван выдержал этот натиск и сам перешел в наступление. Через несколько минут француз уже был совсем мокрым. Оказалось, что Рауля перед схваткой смазали прованским маслом, что запрещалось правилами соревнований. Поддубный остановил борьбу, и судьям был подан протест.

Буше насухо вытерли, но как только он начинал потеть, масло выступало вновь. Французские судьи вместо того, чтобы засчитать ему поражение, решили обтирать хитреца каждые 5 минут. Но это не помогало - пот проступал снова. Судьи засчитали французу больше очков (за умелые уходы от захватов), Поддубный выбыл из соревнований".

Это был последний проигранный нашим богатырем турнир - хотя сам он поражения так и не признал. И, согласитесь, был прав.

Реванш у Буше Поддубный взял уже через год, когда на арене цирка "Чинизелли" в Санкт-Петербурге проходил международный чемпионат. Тут версии разнятся. По одной из них, Поддубный так измотал француза непрерывными атаками, что тот через 41 минуту поединка оказался на лопатках и, рыдая, признал себя побежденным.

По другой версии, Поддубный поднял Буше, бросил на ковер, подмял под себя и стал ломать французу спину. Тот в истерике кричал, чтобы судьи немедленно остановили схватку. На арену выскочили зрители и стали оттаскивать Поддубного за ноги. Буше, опять же, рыдал.

Когда Поддубный выиграл петербургский чемпионат, то возвращался домой ночью по Литейному проспекту, вдоль которого стояли толпы восторженных болельщиков, приветствуя триумфатора. До тех пор Россия таких побед не знала.

Буше унижения не забыл и в 1906-м, когда Поддубный приехал на гастроли в Ниццу, попытался с ним расправиться чужими руками. Нанял головорезов. Те вломились в номер Поддубного, но у него на такой случай был припасен кинжал. В общем, сумел отбиться. За неудачное покушение француз платить отказался, и бандиты проломили ему голову.

Перечислять все турниры, выигранные Поддубным, - занятие бессмысленное. Скажу только, что к 1910 году он был уже шестикратным чемпионом мира, и его слава была поистине всемирной. Говорили, что общий вес его медалей - два пуда и что он хранит их в сундучке в родной Богдуховке.

Во время Гражданской войны жена Поддубного - Антонина Квитко-Фоменко - сбежала от него (вроде бы с каким-то офицером). Захватив с собой тот самый сундучок.

В том же 1910-м в Париже состоялся поединок Поддубного с величайшим знатоком восточных боевых искусств из Японии - во всяком случае, так о нем писали. На самом деле, он был не японцем, а французом, но долго учился секретам джиу-джитсу. И обещал перед боем, что сохранит "русскому медведю" жизнь, но переломает все кости.

Эти слова передали Поддубному, и он пришел в ярость. Вот что произошло дальше (вновь воспользуюсь найденной мною в Сети публикацией):

"У "японца" была хорошо отработана подколенная подсечка, и он сумел запустить 130-килограммового Поддубного так, что тот взлетел. Умудрился вывернуться и упасть на четвереньки. В этот момент "японец" попытался ударить его ногой по голове. Поддубный поймал его за ногу, тут же схватил за кимоно и за бедро. И сломал сопернику бедренную кость о колено. "Японца" унесли. Рассвирепевшего Поддубного еще долго успокаивали секунданты".

Его отличали железная стойкость, могучая сила, цепкость рук и невероятная взрывная энергия.

Как писал врач Гарнич-Гарницкий, который познакомился с великим борцом в те годы, когда он только начинал свою карьеру, "Поддубный способен был развивать в нужные минуты энергию, подобную взрыву, и не терять куража в самые тяжелые и опасные минуты борьбы".

Еще одно мнение - циркового артиста Ширая: "В начале борьбы он выглядел расслабленным и даже сонным. Но если манерой двигаться он напоминал медведя, то мгновенной реакцией - тигра".

А вот что написал один из соперников нашего героя - Алексей Лебедев: “Иван Поддубный ломал лучших мировых борцов без всякого сожаления и без малейшего стеснения. Силен был, что стихийный ураган. В толчках - вне конкуренции. Если, бывало, противник особенно отчаянно сопротивляется, Поддубный обязательно ему на ногу в партере наступит. Страшен был не только для русских, но и для всех заграничных борцов: не бросит, так поломает".

Именно что страшен. И жесток был на ковре, замалчивать это бессмысленно. Но такова была профессиональная борьба. Иначе - тут же растоптали бы.

При этом в жизни, в быту он был мягок и доверчив, как ребенок. Чем и пользовались. В 1924-м Поддубный отправился в зарубежное турне - сначала в Германию, затем в США. В Америке, хоть ему было уже 55 лет, победил лучших мастеров чрезвычайно популярной там вольной борьбы, заработал полмиллиона долларов - по тем временам это была гигантская сумма. Но в СССР вернулся без гроша в кармане, потому что в контракте, который ему подсунули, было записано: он получит деньги лишь в том случае, если станет гражданином США.

Поддубный отказался.

«Намедни ужинал с Поддубным — человеком огромной силы и такой же глупости», - записал в своем дневнике Александр Куприн. Писатель ошибся. Поддубный вовсе не был глуп. Но, конечно, сказывались природная наивность и необразованность. Когда было учиться? Деревенский парень сначала стал грузчиком в Феодосии и Севастополе, а потом оказался на арене цирка. Вот и все университеты.

В 1910-м Поддубный решил завершить выступления. Вернулся в родную Богдуховку, купил земли себе и родным, построил усадьбу, зажил барином. Но помещик из него был никудышний. Пришлось вернуться на ковер.

А потом началась Гражданская война.

Он не примкнул ни к белым, не красным. Ни к кому. Выступал. В житомирском цирке Поддубного едва не пристрелили пьяные анархисты. Он бежал, бросив вещи, скитался без денег. Чуть позже в Керчи в него выстрелил пьяный офицер, оцарапал плечо. В Бердянске батька Махно предложил цирковым бороться с его хлопцами. И не просто бороться, а поддаваться им. Но Поддубный бросил лучшего силача махновцев на ковер и ждал, что тут же раздастся выстрел. В цирке наступила абсолютная тишина. Через минуту Махно рассмеялся и приказал выдать борцам колбасы и вина.

Наконец, в Одессе Поддубный загремел в подвалы ЧК, его чуть было не расстреляли. Потом разобрались, отпустили…



Когда Иван Максимович в 1927-м вернулся из Америки, то приехал в Богдуховку. Над его братьями и сестрами сгущались тучи. Ждали раскулачивания, а у его братьев и сестер была земля, которую сам Поддубный им когда-то подарил. Пытался защитить - без толку. Вскоре они не по своей воле отправились кто далеко на север, кто еще дальше на восток. Больше в Богдуховку Поддубный не приезжал - стало не к кому. Купил домик в Ейске, что на берегу Азовского моря. Зажил там со второй женой Мариной Семеновной. Продолжал гастролировать - по Союзу. Набрал из грузчиков команду, стал их тренировать, потом выступал вместе с ними. Кстати говоря, в той команде был и Михаил Запашный - основатель великой цирковой династии.

В 1939-м Поддубный принял участие в параде физкультурников на Красной площади. В том же году за выдающиеся заслуги в деле развития советского спорта был награжден орденом Трудового Красного знамени. Получил звание Заслуженного артиста РСФСР.

С этим орденом на пиджаке он прогуливался по Ейску, когда в 1942-м город заняли немцы. Как ни странно, сходило с рук: среди оккупантов было немало тех, кто был свидетелем его победных поединков в Германии в середине 20-х. Как-то с утра центр города оцепили: в гости к Поддубному приехал полковник, который когда-то был членом общества профессиональных бойцов. Предложил поехать в Германию, тренировать молодых немецких спортсменов. Поддубный отказался. Тогда полковник назначил его заведовать бильярдной при немецком госпитале. За это полагался продуктовый паек.

Однажды какой-то немец попытался сорвать орден с его пиджака. И тут же перелетел через забор.

Немцы Поддубного не тронули. Наши - тоже. Несколько дней его допрашивали в НКВД, потом отпустили. Но отказали в дополнительном пайке.

И это было равносильно смертному приговору. Поддубный писал председателю Ейского горсовета: "Я получаю пятьсот граммов хлеба в день. Дайте еще двести - и я смогу существовать".

Не дали. Зато в 1945-м он получил звание Заслуженного мастера спорта.

Умер Иван Максимович в 1949-м, в страшной нищете. Распродал все свои медали, в доме осталась только лента чемпиона мира 1905 года. Самая любимая награда.

Когда пришло время похорон, выяснилось, что у Поддубного нет ни костюма, ни приличных ботинок.

Собирали по соседям.