Братья по лагерю. Почему наколка борца заставила заплакать судью (Чемпионат.ком, 12.10.2016), Братья по лагерю. Почему наколка борца заставила заплакать судью (Чемпионат.ком, 12.10.2016)

Братья по лагерю. Почему наколка борца заставила заплакать судью (Чемпионат.ком, 12.10.2016)

12 октября 2016
16:11
Михаил Мамиашвили
Братья по лагерю. Почему наколка борца заставила заплакать судью (Чемпионат.ком, 12.10.2016)

Чемпионат.ком, 12.10.2016



Еврей Яков Пункин в фашистом концлагере притворялся осетином, чтобы избежать смерти, а потом выиграть Олимпиаду и заставить плакать судью.

12 октября 1994 года в Запорожье скончался легендарный борец Яков Пункин. На первых для спортсменов СССР Олимпийских играх 1952 года в Хельсинки борец Яков Пункин завоевал золотую медаль в категории до 62 кг. За семь лет до этого никто не верил, что Пункин будет бороться – измождённый концлагерями, он весил менее 40 кг. Но он выдержал всё и стал первым представителем Украинской ССР, завоевавшим золотую олимпийскую медаль.

Присмиревшая овчарка

Яков Пункин родился в Запорожье в еврейской семье в 1921 году. Он был самым обыкновенным мальчишкой, вот только без отца остался очень рано – в восемь лет. Именно отец, портовый грузчик Григорий Пункин, был для мальчика примером человека, про которого принято говорить «силой не обижен». Пункин-старший на спор мог подлезть под лошадь и поднять её. Яков рассказывал, что отец участвовал и в уличных боях, в которых клал на лопатки всех соперников.

Будущий чемпион занялся борьбой в 14 лет. Как он сам объяснял, «чтобы быть не слабее остальных». Он занимался и французской – как тогда называли греко-римскую борьбу – и вольной борьбой. Главным его козырем в юношеском возрасте было бесстрашие. Пункин не боялся никого из соперников, даже если они значительно превосходили его габаритами.

Бесстрашие у него проявлялось не только на ковре, но и вообще во всём. Сам Пункин рассказывал, как во двор, где он играл с другими ребятами, ворвалась большая овчарка, а не убежал только он. «Я пошёл навстречу псу, а он вдруг перестал рычать и лизнул мне руку. Я с детства не испытывал страха», — гордился Яков.

После окончания семилетки Пункин устроился работать на завод токарем и параллельно тренировался. Его первыми тренерами были Алексей Фешотт и Александр Полуднев, разглядевшие в нём огромный потенциал. В 17 лет Яков Пункин впервые попал в десятку лучших спортсменов Запорожья, отлично проявив себя на командном первенстве СССР. В 1940 году Пункин впервые стал чемпионом Украинской ССР в полулёгкой категории.

36 килограммов

В апреле 1941 года Яков Пункин был призван армию и направлен в школу младших командиров танковой части, базировавшуюся в Волковыске. До начала Великой отечественной он успел стать чемпионом Вооружённых сил. Войну Пункин встретил на передовой вместе с другими курсантами школы.

Далее – контузия, плен, побег, скитания по белорусским лесам, вновь плен и концлагерь в Волковыске. Пункина могли расстрелять сразу, но когда из строя выходили коммунисты, командиры и евреи, он остался стоять. Тех, кто вышел, расстреляли сразу. Яков же выдавал себя за осетина. К счастью, стукачей, которые могли бы рассказать немцам правду о его национальности, не нашлось.

Поначалу Пункина держали в концлагере в Волковыске, где он работал на каменоломнях, затем перевезли в Германию. Там он заболел тифом, но не был казнён только потому, что благодаря помощи товарищей стоял во время переклички на ногах, а не падал. Борец выжил, но весной 1942 года его перевели в другой концлагерь – Оснабрюк. Там Пункин провёл три года, вплоть до того момента, когда всем пленным объявили о скором расстреле.

Пункину удалось сбежать. Подобрали его американцы, которые передали измождённого пленника советским войскам. На тот момент он весил 36 кг. Врачи говорили, что о спорте Якову лучше и не думать – выжить бы. Он прошёл советский фильтрационный лагерь, а затем ещё три года служил в Германии в составе советского контингента войск.

Чемпион с наколкой

Но Пункин почти сразу приступил к тренировкам. В 1948 году он демобилизовался, вернулся в Запорожье и тогда же принял участие в чемпионате СССР. Сходу выиграть не удалось, но уже на следующий год он стал чемпионом Советского Союза. А потом ещё дважды повторил это достижение, добившись права выступить на Олимпиаде в Хельсинки.

Правда, «доброжелатели» написали на него донос, обвинив в злоупотреблении алкоголем, аморальном поведении и усомнившись в его благонадёжности. Но этот донос так и остался в архивах КГБ – в столицу Финляндии Пункин поехал в статусе фаворита. До Игр-1952 он уверенно победил многократного чемпиона СССР Леонида Егорова и знаменитого шведа Густава Фрея, олимпийского чемпиона 1948 года, который считался непобедимым.

На самой Олимпиаде Пункин одержал пять безоговорочных побед, в трёх схватках тушировав соперников, а журналисты всех изданий писали о его феноменальной технике. Особенно восхищал всех его знаменитый «винт» — бросок прогибом, и феноменальная скорость. Пункин был одарён от природы, но и тренировался очень много: имел первые разряды по лёгкой атлетике, акробатике, баскетболу, второй разряд по велоспорту, одинаково сильно боролся в левосторонней и правосторонней стойках.

Знаменитый тренер Марк Португал, наставник нынешнего президента ФСБР Михаила Мамиашвили, рассказывал о том броске: «После контузии у Пункина был нервный тик: слегка подёргивались плечо и часть лица. Сопернику и казалось, что бросок будет влево, а Яков внезапно разворачивал его вправо. Непроизвольными, ложными движениями он ставил в тупик абсолютно всех. Добиться этого путем тренировок, конечно, невозможно».

А первая олимпийская чемпионка в истории СССР Нина Пономарёва утверждала, что после финальной схватки судья того поединка, взглянув на руку Пункина, расплакался. «Он побеждает, судья вскидывает руку – и все видят ниже локтя номер, оставшийся от концлагеря. Судью будто током ударило. Закатывает рукав – у него тоже наколот ряд цифр. Оказалось, сидели в одном лагере!» — говорила Пономарёва.

После той знаменитой победы Яков Пункин ещё дважды выигрывал чемпионат СССР, но на чемпионате мира 1953 года остался только пятым. В крупных международных турнирах он больше не участвовал. На Игры-1956 Пункин не пробился, проиграв в чемпионате страны Роману Дзнеладзе, будущему олимпийскому чемпиону. С 1961 года Яков Пункин перешёл на тренерскую работу.

Он похоронен на Первомайском кладбище в Запорожье.