Александр Иваницкий: когда твоим именем что-то называют - это громадная ответственность, Александр Иваницкий: когда твоим именем что-то называют - это громадная ответственность
Александр Иваницкий: когда твоим именем что-то называют - это громадная ответственность
7-11 января в Московском училище олимпийского резерва №1 проходит Всероссийский турнир по вольной борьбе на призы олимпийского чемпиона-1964 по вольной борьбе Александра Иваницкого. Он является первым в истории вольной борьбы российским олимпийским чемпионом. Турнир носит отборочный характер - на нем проводится смотр сборной России по вольной борьбе среди юношей, и победители получат преимущественное право защищать цвета российского флага на первенстве Европы, которое состоится в апреле в Киеве (Украина). Александр Иваницкий рассказал корреспонденту WRESTRUS.RU Тиграну Аваняну о том, как этот турнир получил его имя, поведал о планах этого турнира, а также рассказал о своих мыслях относительно борьбы и олимпийского движения в целом на сегодняшний день.
- Идея провести турнир на призы Иваницкого родилась в голове одного замечательного человека, олимпийского чемпиона в тяжелом весе, и его имя - Давид Владимирович Мусульбес, и я был категорически против этого, - отметил Александр Иваницкий. - Да, был против, по одной простой причине: мне казалось, и я настаивал, что было бы правильнее, если бы на таком интересном турнире среди юношей Давид Владимирович учредил приз от Александра Иваницкого.
- Например, в тяжелом весе?
- Не обязательно. Можно было бы сделать приз за лучшую технику. Я считаю, что в техническом плане я довольно неплохо боролся, и если бы приз был учрежден за технику, и носил бы мое имя - я был бы предельно рад. А здесь на мои плечи налагается громадная ответственность (улыбается). Так что скажу прямо: моя задача - вручить на этом турнире призы, после чего убедить Давида Владимировича сделать турнир имени Сергея Преображенского...
- Вашего тренера...
- Великого тренера. Не только моего тренера, Сергей Андреевич - великий тренер Советского Союза, один из самых ункиальных тренеров в мире. Так вот, и уже в этом турнире оставить приз Иваницкого за технику. Надеюсь, что я с этим справлюсь. Поймите, когда твоим именем что-то называют - улицу, город, совхоз, колхоз или турнир - это громадная ответственность. Пусть минут десятилетия - и тогда распоряжайтесь моим именем как хотите (улыбается). Так что моя задача - "заломать" олимпийского чемпиона, и убедить Давида Владимировича согласиться с Александром Владимировичем - и дать мне более скромную роль.
- Давид Мусульбес - продолжатель заложенных вами традиций, он побеждал на Олимпиаде в тяжелом весе. В чем особенность борца Мусульбеса?
- Мой взгляд всегда был устремлен на Давида, ведь по стилистике он походил на мою манеру ведения поединка. Мне было важно передать мои знания кому-то, и однажды мы с Давидом Владимировичем встретились в ЦСКА, причем в то время у меня не было ни борцовок, ни трико - я тогда уже давно забыл что такое тренировка на ковре. Мы встретились, потренировались, Давиду Владимировичу страшно понравилось то, о чем я ему рассказал, но вот только он уехал из Москвы на несколько месяцев по семейным обстоятельствам, и мы не успели осуществить все то в полной мере. Мне жаль, ведь именно Давид мог стать трехкратным олимпийским чемпионом - но не судьба.
- Вы следите за положением дел в тяжелом весе вольной борьбы сегодня?
- Я слежу в принципе за всеми событиями из мира спорта, пристально слежу и за движением Международного олимпийского комитета, опасаюсь, что этот громадный мыльный пузырь, шоу-проект скоро лопнет. А что касается борьбы - к сожалению, наш благородный исторический вид спорта сегодня почему-то отошел на второй план, и затмили его смешанные единоборства. Этот вид спорта, если его можно таковым назвать, ломает хребет национальному генетическому коду всех населений в России. У нас ведь был вид борьбы такой - "стенка на стенку", но там были правила: не бить лежачего, заканчивать поединок после первой крови, не нападать сзади... А если бы ты эти правила нарушил - тебя бы свои наказали так, что у тебя бы мысли больше не возникло впредь эти правила нарушать. А главная мысль боев без правил и прочих соревнований несет главную идею - "убить и добить". Борцы спасовали. Они не знают, что противопоставить этому. Вы можете любить этот вид спорта, но пропагандировать и тиражировать его не нужно. Это отдельная тема, проблема борьбы, а эти самые единоборства - сильно мешают борьбе, но вы в своем вопросе сделали акцент на тяжелый вес. Скажу так: я смотрел Олимпиаду в Рио - и много ли приемов было у тяжей-классиков? Всего лишь несколько. Тяжело с тяжами и в вольной борьбе. Нет былого арсенала приемов. Почему вызывает интерес "миксфайт"? Наверное, из-за того, что там не так много весовых категорий на передовой - лишь тяжи и полутяжи. Запоминают больших. Борьба нуждается и в изменении правил, и в пересмотрении весовых категорий. А чтобы быть болельщиком борьбы сегодня - нужно научиться высшей математике, понять правила, разобраться в пассивах... На Кавказе, в Якутии, в Бурятии, в Красноярском крае еще осталась традиция борьбы, а на других территориях огромной России борьба - это вымершая зона, и современному болельщику очень сложно разобраться что происходит на ковре.