A Wrestling Culture That Helps Keep Boys Away From Fighting (NY Times), A Wrestling Culture That Helps Keep Boys Away From Fighting (NY Times)

A Wrestling Culture That Helps Keep Boys Away From Fighting (NY Times)

22 марта 2018
10:24
Адам Батиров
A Wrestling Culture That Helps Keep Boys Away From Fighting (NY Times)

NY Times, 18 марта

МАХАЧКАЛА, Россия — Дагестан, в основном мусульманский регион на юге России на северо-западном побережье Каспийского моря, славится своими великолепными горными ландшафтами, большим количеством малочисленных этнических групп, жестокими и непрекращающимися массовыми проявлениями исламистского экстремизма и, конечно же, борцами. Тысячи местных мальчиков мечтают о том, чтобы стать известными и почетными борцами - такими, как многие их старшие товарищи, ставшие в свое время Олимпийскими чемпионами. Например, Бувайсар Сайтиев выиграл три золотых медали, а Мавлет Батиров - две. Города и деревни вкладывают много средств в развитие спорта, нанимают тренеров и перестраивают кинотеатры в спортзалы. Маленькие мальчики тренируются, развивают мускулатуру, а затем участвуют в соревнованиях на глазах своих болельщиков-друзей.


Дети во время тренировки в борцовской школе имени братьев Сайтиевых в Хасавюрте, Россия, возле Махачкалы. Фото: Сергей Пономарев для Нью-Йорк Таймс




Тренер, показывающий борцовский прием в Махачкале. Фото: Сергей Пономарев для Нью-Йорк Таймс

Мужчины из Дагестана говорят, что борьбой они занимаются издавна - участвуя в поединках между горными деревнями. Сегодня, тем не менее, регион развивает и любит борьбу не столько из-за того, что молодежь учится бороться, сколько потому, что это занятие ограждает их от реальных схваток с повстанцами, предлагая альтернативу исламистскому терроризму.

«Человек, который достигает каких-либо успехов на спортивных состязаниях, чувствует себя уверенно», - сказал Арсен Сайтиев, директор школы в Махачкале, столице региона. «Он уже ничего не должен никому доказывать, и он не будет пытаться достигнуть известности преступным способом». «В подполье уходят в основном подростки», - добавил г-н Сайтиев. «На этом этапе своей жизни они пытаются доказать что-то. И вместо всего этого они могут попасть в спорт и не будут заниматься этими глупостями».


Борцовская школа Хасавюрта носит имя Шамиля Умаханова, чемпиона мира по борьбе, который умер в 1998 г. Фото: Сергей Пономарев для Нью-Йорк Таймс


Местный чемпионат в Хасавюрте в январе. Фото: Сергей Пономарев для Нью-Йорк Таймс


Борцы, отрабатывающие приемы во время тренировки в спортзале в Каспийске - также недалеко от Махачкалы. Фото: Сергей Пономарев для Нью-Йорк Таймс


Жители Кавказа говорят, что предрасположенность к борьбе является следствием их истории и окружающей среды. Непростая жизнь в горных деревнях и исторические схватки с соседними народами сформировали образ идеального мужчины, который отличается физической силой, стойким характером и храбростью. Однако раньше, в советский период, борьбе не уделяли много внимания; лишь немногие деревни могли похвастаться спортзалами, спорт не развивался. Адам Сайтиев - брат Бувайсара, трехкратного Олимпийского чемпиона, и сам являющийся Олимпийским чемпионом - однажды перефразировал Карла Маркса в интервью местным новостным СМИ. Он сказал, что для Дагестана, борьба «является средством управления массами».



Построение мальчиков перед тренировкой в борцовской школе имени братьев Сайтиевых. Фото: Сергей Пономарев для Нью-Йорк Таймс


«Борьба, - сказал г-н Сайтиев, - помогает удержать молодых парней от ухода в лес (так здесь называют исламистское подполье)».

Каждое утро десятки мальчиков и молодых парней бегают на пляже вдоль берега Каспийского моря. Этим утром у них кардиотренировка - один из традиционных методов для сброса массы, чтобы спортсмен оставался в пределах своей весовой категории.

По выходным борцы занимаются беговыми тренировками на горных склонах, с которых открываются живописные виды на город. Время от времени партнеры будут останавливаться и проводить спарринг-тренировки на холодном утреннем воздухе.



Борцы и тренеры, посещающие пятничную молитву в мечети в Хасавюрте. Фото: Сергей Пономарев для Нью-Йорк Таймс


Молодые борцы на растяжке во время тренировки в Хасавюрте.


К тренерам относятся с большим уважением. После завершения карьеры спортсмена многие борцы принимают решение стать тренерами и наставниками. Для маленьких мальчиков спортзалы борцовских школ становятся фактически «группой продленного дня». Родители оставляют там мальчиков на несколько часов после окончания школьных занятий. Для молодых борцов тренер является человеком, подходящим на роль одновременно и отца, и духовного наставника.

«Тренеры пытаются обучить спортсменов всем приемам, причем не только борцовским, - сказал Абдул Казанбиев, ученик борцовской школы. «Они учат, как вести себя в жизни» и на спортивной арене.

Бедность является еще одной причиной, повлиявшей на развитие популярности борьбы в Дагестане. Инвентарь недорогой, борцу нужен только комбинезон или костюм и обувь - это приемлемые расходы даже для бедных семей горных пастухов.


Тренер и борцы на первенстве Республики Дагестан по спортивной борьбе памяти Гамида Гамидова (политика и бизнесмена, который поддерживал спорт) в Хасавюрте в феврале.


Борцы на утренней зарядке на берегу Каспийского моря в Каспийске.


Борец Адам Батиров (справа), выступающий за Бахрейн, в своем доме в Махачкале в феврале, со своим братом Хабибом (слева) и их племянником Махмудом Магомедовым, который изменил гражданство и выступает за Азербайджан.



Насилие по-прежнему остается проблемой Дагестана. В феврале, например, наемник ИГИЛ совершил вооруженное нападение с винтовкой и ножом на прихожан церкви. По некоторым оценкам, сотни уроженцев Дагестана стали членами радикальной группировки в Сирии. В соседней Чечне российская армия подавила исламистское восстание около 10 лет назад, но повстанцы нашли убежище в гористом пограничном районе между Чечней, Дагестаном и Грузией и набрали сторонников в отдаленных деревнях. Спортзалы борцовских школ предлагают иной, положительный образ борьбы и ислама. Совместная молитва тренеров и спортсменов. Некоторые борцы видят в спорте религиозный смысл. «Мы всегда боролись», - сказал Адам Батиров, который также выступает за Бахрейн, о борцах из высокогорного Дагестана. «Последователи пророка также боролись, и поскольку мы мусульмане, борьба пришла к нам вместе с исламом».


Тренировка борцов в Хасавюрте