По-чемпионски. Истории от победителей Олимпиад к юбилею Гоги Когуашвили, По-чемпионски. Истории от победителей Олимпиад к юбилею Гоги Когуашвили

По-чемпионски. Истории от победителей Олимпиад к юбилею Гоги Когуашвили

26 апреля 2019
14:07
Назир Манкиев
По-чемпионски. Истории от победителей Олимпиад к юбилею Гоги Когуашвили
"

Три золота в Пекине-2008. Два золота в Лондоне-2012. Два золота в Рио-2016. Корреспондент WRESTRUS.RU Тигран Аванян пообщался со всеми олимпийскими победителями, которых на ковер выводил Гоги Когуашвили в качестве главного тренера.



Пекин-2008. Назир Манкиев.

- На протяжении всей своей жизни был наслышан про Гоги Мурмановича, а увидел лично его в 2004 году, - рассказывает Назир Манкиев. - После Олимпиады я поехал на сбор, а он тогда подключился к тренерскому процессу. Его назначение было воспринято в команде положительно - он всех нас поддерживал, а мы старались поддерживать его. Первое время он сильно переживал, нервничал, но со временем втянулся в рабочий режим. За каждым он следил, каждому помогал, относился к нам как к своим детям. Первый мой крупный старт был чемпионат Европы - как раз и первый старт Гоги Мурмановича. И я тогда проиграл... И тогда мы долго сидели, разговаривали, спокойно разобрали ошибки. Он не только тренер, но и хороший психолог - после того разговора мне стало гораздо проще бороться. Я держался в обойме: что-то выиграл, где-то стал третьим, а дело шло к Олимпиаде. Я понимал, что являюсь претендентом с 2006 года, но после победы на чемпионате страны понимал, что я самый реальный претендент. Ответственность была колоссальная, понимал, что в стране есть еще по меньшей мере три-четыре спортсмена, кто так же как и я способен привезти медаль из Пекина... Понимаю, что перед каждым крупным стартом на нем колоссальная ответственность, ведь бывает, что кто-то проиграл, но он понимает, что везти надо его, потому что тут лучше отборется, медаль принесет. Вся его жизнь - это принятие сложных решений. Но он великолепно с этим справляется.

- У меня две самые яркие истории, связанные с нашим главным тренером, - продолжает Назир Манкиев. - Первая - чемпионат мира-2007 в Баку. Я был не в форме, вообще не должен был ехать, плюс ко всему травма, а нужна лицензия. И на сборах тогда Мурманович сказал: я в тебя верю, думаю, ты принесешь медаль. Приехав на соревнования я понял: такой шанс упускать нельзя. Я стал третьим. И Гоги Мурманович тогда сказал: твоя бронза для нас - золото, ты боролся как тигр! И тогда я с другой ответственностью уже готовился к олимпийскому сезону, понимал, что могу выиграть. Ну а вторая история - кто принес первую золотую медаль на Олимпиаде для главного тренера? Я. У нас олимпийский путь начинался вместе: у меня как у спортсмена, у него - как у тренера. Уже прошло больше 10 лет, и каждый раз при встрече он мне говорит: первую золотую медаль на Олимпиаде принес мне ты, Назир! Самое главное оружение нашей команды - сплоченность, мы так друг за друга болеем, что каждый способен прыгнуть выше головы - и такую атмосферу в команде поддерживает главный тренер.  



Пекин-2008. Ислам-Бека Альбиев.

- Ежедневный труд на тренировках, пот, кровь - проходя через все это, мы выезжаем на главные старты, где ценится каждая медаль, - рассказывает Ислам-Бека Альбиев. - Это был 2008 год, за место в олимпийской сборной мы конкурировали с Вячеславом Джасте. Мы прошли несколько этапов отборов, и ставка была сделана на меня. Была огромная ответственность, мне было лишь 19 лет, но в меня поверили тренера сборной, Гоги Мурманович. Наш главный тренер - выдающийся спортсмен, что очень важно. За его спиной - колоссальный опыт. Когда ты сам был в этом, жил этим, тебе виднее, как будет лучше спортсмену. В принятии различных решений ему бесспорно помогает опыт, который он получил будучи спортсменом. Сегодня у нас в каждом весе есть по два-три человека, и порой не всегда чемпион России бывает сильнее второго номера - и это нужно увидеть, вовремя принять верное решение. И результат налицо. Я в команде уже четвертый олимпийский цикл, и могу сказать одно - было немало хороших дней, побед, чемпионат мира, Европы, Олимпиада, чего-то одного и не выделишь. Могу сказать только одно - после моих больших побед Мурманович искренне радовался моим победам, больше, чем я сам. Совсем недавно мы говорили по телефону, и он мне напомнил, что впереди Олимпиада. За спортивную карьеру я понял: если человек пашет, режимит и идет к своей цели, то возраст - это всего лишь число. Гоги Мурманович успешно боролся до 35 лет - и это большой пример для каждого из нас, для каждого борца сборной России. 



Пекин-2008. Асланбек Хуштов.


- Когда мы познакомились с Мурмановичем, он уже был звездой, пятикратный чемпион мира, призер Олимпиады, - улыбнулся Асланбек Хуштов. - Это был декабрь 2003 года, мои первые сборы в национальной российской команде. Когда я увидел этого гиганта я подумал: мы же в одном весе боремся, но как у него можно выиграть?! С удовольствием вспоминаю то время, как мы стояли в паре, он мне помогал, подсказывал. Очень благодарен ему за то, что он помог мне стать тем, кем я стал сегодня. Он лидер - авторитетный, уважаемый, но в то же время добрый и отзывчивый. А когда я занимался под его руководством, выиграл Олимпиаду и три чемпионата Европы - это во многом его заслуга. Когда ты сам через все прошел, тебе легче передавать опыт и исправлять ошибки. Посмотрите на нашу команду - у нас шесть действующих чемпионов мира и пять действующих чемпионов Европы. Ни у кого нет такого созведия! Одно удовольствие наблюдать за такой сильной командой, главным тренером которой является Гоги Когуашвили. Дай Бог, чтобы Мурманыч не потерял тот запал к работе, который он сегодня испытывает. Пусть он всегда остается профессионалом своего дела, а чтобы его дети его радовали долгие годы!

- Я ехал на свою Олимпиаду и первую Олимпиаду Когуашвили как главного тренера в полутяжелом весе и понимал, что на мне двойная ответственность - ведь это вес Когуашвили, - продолжает Асланбек Хуштов. - И по меньшей мере половину моей медали выиграл он. Он мне дал такой расклад, рассказал с кем и как бороться, настроил - он тогда сделал все, чтобы я выиграл. Более того, я же тогда еле успел на свой олимпийский турнир из-за того, что я при посадке в самолет выронил паспорт, и в Пекине долгое время находился в аэропорту, ждал, пока мне его передадут. Конечно, Мурманыч тогда переживал, но он не дал мне даже намека на это - чтобы я не переживал. Он меня успокоил, сказал: мы идем к олимпийской медали. Эх, если бы он тогда вел себя иначе - это бы мне передалось. А когда проблема разрешилась, меня привезли в олимпийкую деревню - меня там встречали, как будто я уже выиграл (улыбается). В этом и главная сила сборной команды Мурмановича - национальная российская команда по борьбе - самая дружжная: была, есть и будет! 



Лондон-2012. Алан Хугаев.


- Мурмановича грех не знать, я его помню еще с тех пор, как только-только начинал бороться на соревнованиях, - рассказывает Алан Хугаев. - А познакомились мы на сборах, когда я приезжал прикомандированным ко взрослой команде, будучи еще юношей. Гоги Мурманович меня всегда хвалил, и отношения у нас склеились с самого начала. Это был где-то 2006 год. Скажу честно, не в обиду никому - я всегда чувствовал, что он меня поддерживает. С первого дня я понимал, что он даст мне шанс, а мне нужно будет им воспользоваться. Еще до Олимпиады он сильно помог мне, оказал влияние на мое становление. Он поставил наше с ним общение так, что я понимал: главный тренер во мне видит чемпиона, и это меня очень сильно заряжало. В первую очередь не хотел подводить его. Перед Лондоном-2012 он взял на себя большую ответственность, включив меня в состав, за что ему огромное спасибо - с Божьей помощью, у нас все получилось. 



Лондон-2012, Рио-2016. Роман Власов.


- Я попал в сборную команду в 2010 году. Гоги Мурманович всегда был строгим и требовательным. На его плечах всегда была большая воспитательная работа, он объединял команду. Всегда был и остается максималистом по жизни и на ковре, делает свою работу с полной самоотдачей. Гоги Мурманович – тренер по призванию, он наставник с большой буквы, именно на таких людях держится спорт высших достижений и пишется славная история больших побед. А самые счастливые моменты в жизни спортсмена и тренера - это большие победы - на чемпионатах мира, на Олимпиаде. Гоги Мурманович ведет нас к вершинам, выводит нас на самые ответственные схватки в жизни, и в каждой завоеванной медали – его огромная заслуга и большой труд. Большое спасибо и низкий поклон Гоги Мурмановичу, за возможность тренироваться и побеждать под его
руководством.



Рио-2016. Давит Чакветадзе.


- Мы с Гоги Мурмановичем родом из одного города, из Кутаиси - сказал Давит Чакветадзе. - Отчетливо помню, когда мне было лет 13, его всегда приводили в пример, говорили: Гоги Когуашвили - великий спортсмен, великий чемпион, и он из нашего города. Мы знакомы еще не были, но он хорошо был знаком с моим дядей, они вместе тренировались. А уже наша с ним встреча произошла в Адлере, в сборной команде России - это был 2014 год, мои самые первые сборы. Увидев Гоги Мурмановича на сборах, я был поражен - я не знаю никого другого, кто был бы настолько же предан борьбе. Каждую минуту он думает только о команде. Его забота проявляется во всем - всю душу, все нервы, всего себя он вкладывает в сборную России. Он очень справедливый человек. А главная его способность - это интуиция. И самым ярким тому примером - моя поездка в Рио и золотая медаль. У нас в стране был проверенный борец, олимпийский чемпион Алексей Мишин, но он сделал ставку на меня - и мне удалось выиграть. Каждый тренировочный день был для меня как схватка Олимпиады - все шло именно оттуда, со сборов. Физически мы все подошли к Олимпиаде великолепно, но психологически я был готов просто рвать и метать! Мне удалось на Олимпиаде поймать кураж. Он меня мотивировал, настраивал, говорил, что пути назад нет. Оставалось только выходить и побеждать.

- Помню как на одном из сборов меня поставили тренироваться около стола, за которым сидит Мурманович, а я в тот день чувствовал себя неважно, - рассказывает Давит Чакветадзе. - И мне хотелось потренироваться по облегченной программе, я был чуть перегружен - и хотел отойти на другой ковер, подальше от Мурмановича. И вот я перехожу, и тут голос: ""Сюда иди! Вернись на свой ковер. Видишь это место? Считай, что ты теперь здесь прописан! Здесь и тренируйся!"" (улыбается)



"