Шамиль Хисамутдинов: в Тульской области есть подъем, открываются залы борьбы, Шамиль Хисамутдинов: в Тульское области есть подъем, открываются залы борьбы
Шамиль Хисамутдинов: в Тульской области есть подъем, открываются залы борьбы

В Туле проходит юношеский турнир по греко-римской борьбе на призы победителя Олимпийских игр 1972 года Шамиля Хисамутдинова. Турнир проводится в 18-й раз. В интервью корреспонденту WRESTRUS.RU Тиграну Аваняну Шамиль Шамшатдинович рассказал о росте турнира, поделился мыслями о развитии борьбы в регионе, поразмышлял о 50-летии победы в Мюнхене-72 и выразил надежду на возвращение российских борцов на международную арену.
— Проводить турнир на мои призы изначально было не моей идеей, — говорит Шамиль Хисамутдинов. — В городе Узловая, откуда я родом, есть тренер Михаил Баранов — вот он и предложил. Несколько лет он предлагал, а я все отказывался, говорил — у нас условий нет. Разок провели, решили проводить ежегодно, люди начали про турнир узнавать, но я туда даже пригласить никого не мог — условий нет, гостиниц нет, как тут гостей пригласишь? А затем президент Федерации спортивной борьбы Тульской области Александр Писакин предложил перевезти турнир в Тулу — ведь это совсем другой уровень. Турнир проводится уже в 18-й раз, и уже вот почти 10 лет мы проводим турнир в Туле. Раньше мы проводили соревнования в политехническом институте — в совдеповских условиях, а теперь у нас есть прекрасный дворец "Тула-Арена", здесь турнир проходит во второй раз. Более того, в самой арене есть восемь залов, где лежат ковры, и где проходят тренировки — борьба, фитнес, гимнастика. Красота.
— В Тульской области на сегодняшний момент нет лидеров сборной страны. Когда на ваш взгляд уроень борьбы в регионе возрастет?
— Помню в советские времена тульские борцы приезжали на юношеские первенства страны — выигрывали по три золотые медали. Затем по всей стране был спад, неразбериха, и вот конкретно в данном регионе это все затянулось. Но сегодня благодаря усилиям Александра Писакина и Андрея Тымчука, президента и вице-президента региональной федерации, соответственно, есть надежда на развитие. Они все это дело возглавили, и начали развивать вид спорта, пропагандироавть, турниры проводить. Сегодня есть подъем, открываются залы — борьбой занимаются уже в десяти районах, и это здорово.
— Задачи какие-то ставятся?
— Пока что нет. Но когда появится способный мальчик — развитие будет. Раньше у нас талантливых ребят забирали в другие регионы, сегодня принято решение не отдавать — сегодня и у нас есть условия для роста. Наши ребята способны попадать в сборную команду.
— 18 лет проводится турнир. Есть ли ребята, достигшие успеха, которые делали первые шаги на вашем турнире?
— Ребята становились призерами России по разным возрастам, также на турнир Виктор Михайлович Кузнецов привозил и Романа Власова, который в будущем выиграет всевозможные медали. Но конечно хочется делать акцент на местных ребятах, и если раньше они приезжали на крупный старт "отметить командировку", то сегодня они уже несколько кругов борются.
— Сегодняшним участникам турнира — 15-16 лет. Вспомните себя в этом возрасте.
— Я начал заниматься в 13 лет, и в этом возрасте еще не выступал нигде, не принимал участие в соревнованиях. Трудно вспомнить, что было 60 лет назад (улыбается). По юношам и молодежи я побеждал, это очень важный этап спортивной карьеры. В то время у нас о золотых медалях никто не думал — тренировались, получалось, побеждали. Учился терпеть. Мне нравилось тренироваться — я в школьные времена уже делал по две тренировки в день — одна секция до школы, другая — после школы. Физически я всегда был крепок по сравнению со своими ровесниками, но тренировки помогли мне быть сильным и в остальных аспектах.
— Прошло 50 лет после вашей победы на Олимпийских играх. Воспоминания свежи?
— Воспоминания свежи, но цифры пугают (смеется). Полвека прошло... Что-то хорошо помню, не стерлись из памяти и схватки, медаль храню дома, сильно не прячу, но и в руках постоянно не держу.
— На турнире в Туле присутствуют три олимпийских победителя — Хисамутдинов, Искандарян и Мишин. Расскажите, какими вы помните этих борцов в начале их борцовского пути?
— Мнацакан — очень техничный, когда я тренировал сборную России, он выступал за сборную Армении — и наши ребята не давали им выигрывать, соревнования внутри Союза они не любили. Что он, что Джулфалакян. А когда Искандарян боролся за рубежом — это был совершенно другой уровень. Внутри СССР мы знали как бороться с Искандаряном и Джулфалакяном — а для зарубежных борцов это была непреодолимая преграда. Мнацакан всегда очень здорово боролся. Мишин — мощный парень, саранская школа, руки снизу. Алексей показывал результаты — и в 17 лет попал в сборную.
— Мишин попал в сборную по вашему решению — ведь на том самом турнире в Дагомысе он занял четвертое место.
— Можно еле-еле выиграть, а можно биться, но проиграть. Мишин из тех, кто всегда бился — я понимал, что из него выйдет толк. Результат не заставил себя ждать — Мишин выиграл все турниры — Европу, мир, Олимпиаду. Таких как Алексей Мишин никогда не надо было заставлять тренироваться — они трудолюбивые и ответственные.
— Сегодня российские борцы в сложных условиях — по рекомендации МОК запрещено выступать на международных стартах. Какой совет можете дать ребятам, кто находится в начале своего пути?
— В такой ситуации мы никогда не были — нам не запрещали бороться, но нужно тренироваться и продолжать бороться. До 1952 года наши борцы никогда не боролись на Олимпийских играх — поехали и всех выиграли, четыре золотые медали. У нас очень высокий уровень, внутри страны может быть такая модель, что мы не утратим уровень. Сегодня создаются условия, есть финансирование. Главное, чтобы себе не вредили — чтобы внутри страны не подделывали возраста, насколько я знаю, с этим сейчас борются. Это ломает талантливых ребят. Я не сомневаюсь, рано или поздно мы вернемся на международную арену, и мы уровень не потеряем. Мы технари получше других, мы все знаем досконально, до мелочей, до тонкостей. Главное — работать и не опускать руки. Сборы сохраняются, возраждают многие старты — все будет нормально.