"2:1" и "эгоист" Александр Карелин (НТВ-ПЛЮС, 12.01.2008), "2:1" и "эгоист" Александр Карелин (НТВ-ПЛЮС, 12.01.2008)

"2:1" и "эгоист" Александр Карелин (НТВ-ПЛЮС, 12.01.2008)

12 января 2008
00:00
Новости
"2:1" и "эгоист" Александр Карелин (НТВ-ПЛЮС, 12.01.2008)

НТВ-ПЛЮС, 12.01.2008

Трёхкратный чемпион и однократный вице-чемпион Олимпийских игр, девятикратный чемпион мира, двенадцатикратный чемпион Европы, многократный чемпион СССР и России Александр Карелин о борьбе как преодолении, спортсменах в Государственной Думе и своих любимых книгах. Полная текстовая версия программы от 10.01.08.

 

Александр Шмурнов:

 

Здравствуйте! Я Александр Шмурнов, вы смотрите программу «2:1». Как мы и обещали, в этом году мы посвящаем свои усилия Олимпиаде. Это не значит, что мы оставим футбольные дела – раз в месяц программа будет выходить на футбольном канале. На канале НТВ-ПЛЮС Спорт у нас сегодня дебют, мы посвятим по одной программе каждому виду спорта. Может быть, сделаем исключение для легкой атлетики: сами понимаете, что там есть прыжки, метание и бег – совершенно разные вещи. Начать мы решили с того, что, пожалуй, является самым солидным и весомым и, возможно, самым древним из развлечения человечества, который мы привыкли называть спортом – борьба. Думаю, вы все уже догадались, кого мы сегодня пригласили в студию. В спортивной борьбе существует один великий персонаж – у нас в гостях вместе с моим коллегой Алексеем Андроновым к студии приближается Александр Карелин.

 

Алексей Андронов:

 

Добрый вечер!

 

Александр Шмурнов:

 

Спасибо, Александр Александрович, что пришли к нам. Наша главная задача – в этот олимпийский год все виды спорта так или иначе представить. Скажите  честно, насколько Вы сейчас борец, насколько Вы политический деятель, как Вы себя сами ощущаете?

 

Александр Карелин:

 

Я до сих пор себя ощущаю как борец из Новосибирска, потому что это состояние узаконенного эгоизма, лидерство в команде отражается на всем, что я делаю – болезненное самовосприятие и самолюбие. Конечно, я боец. Может быть, сейчас уже не в таких кондициях, но по мировоззрению, в первую очередь, конечно, я боец.

 

Алексей Андронов:

 

Есть такая фраза о том, что борьба  - один из самых древних видов развлечения человечества, который мы называем спортом. По сути дела, не только борьба – это борьба. Любой спорт – это борьба.

 

Александр Карелин:

 

Конечно, преодоление абсолютных показателей времени, веса, высоты заложено. Я представляю греко-римскую борьбу – это первый вид борьбы, который появился как единоборство  в олимпийской программе. Поэтому античная, древняя, и кроме двух других видов в Федерации находятся вольная борьба, мужская и женская. Конечно, у нас самая древняя история, и, возможно, сегодня мы переживаем не самые лучшие времена, но мы остаемся представителями самого древнего европейского вида единоборств.

 

Александр Шмурнов:

 

Виды спорта: борьба греко-римская вольная, и все-таки есть еще дзюдо, тайквандо  - это так или иначе все борьба. В какой мере они обобщены и в какой мере они различны?

 

Александр Карелин:

 

И там, и там, преодоление. Как сказал один талантливый человек, "борьба – не только рук сплетение, не только мускулов игра". А у нас ведь те же шахматы в любом единоборстве, только фигуры более осанистые и цепляются за бойцовский ковер. И там, и там, преодоление себя на тренировке. Не важно: либо ты выходишь с обнаженным торсом, следуя заповедям "хлеба и зрелищ", чтобы быть более зрелищным. Я всегда шучу по поводу дзюдоистов: вы не успели пижамы снять, а вас уже вывели, а мы не успели одеть, говоря о кимоно. Но дух и сама затея выигрывать одинаковы в каждом из единоборств.

 

Алексей Андронов:

 

А шутят ли борцы друг над другом, и есть ли споры о том, чья борьба лучше?

 

Александр Карелин:

 

Да, обычно выигрывает шутка. Мы часто шутим по поводу боксеров, потому что у нас с ними добрые, но вместе с тем специфичные отношения.

Конечно, шутим: попробовал «двоечку» - не прошло, попробовал «троечку», «четыре», «пять», а очнулся когда уже свет включили и почему-то на трибунах.

Мы как-то готовились в Подольске, и я пришел в книжный магазин – слякотно, книжки набрал, собираюсь расплачиваться. Кассирша спрашивает: «С базы?» Я говорю: «Да». Она: «Боксер?». Я: «Нет». А она спрашивает, мол, зачем книжки покупаю, мебель что ль шатается. Я как-то даже растерялся, а она рассказала, что дружила с одним, и он то с нокаута, то с нокдауна приезжал. Историй масса, но про боксеров они веселее.

 

Александр Шмурнов:

 

Давайте все-таки во главе угла положим истории борьбы. Наш корреспондент Кирилл Пупшев со своей точки зрения, может быть, дилетантской, решил посмотреть на то, что такое борьба.

 

Кирилл Пупшев:

 

Многие греко-римскую борьбу до сих пор называют классической, а некоторые даже французской. Почему же такое разнообразие? История борьбы столь увлекательна, сколь и неповторима – возникла в период первобытно-общинного строя как единственное доступное средство выяснения отношений.

С ростом общественной мысли борьба утратила такую направленность и превратилась в комплекс осмысленных технических действий, превратилось в искусство. История свидетельствует и о  том, что при помощи борьбы решался вопрос, быть или не быть войне, а во многих странах она была очень популярна как форма развлечения, проявление силы и мужества. Наибольшего расцвета борьба достигла в Древней Греции. Атлет Тесеус в 704 году до н.э. разработал правила годы, и в этом же году состоялись первые соревнования в программе Олимпийских игр. Побеждал тот, кто 3 раза бросит соперника на землю. Современной популярностью борьба обязана Франции. В 1848 году в Париже появились первые арены, на которых выступали профессиональные бойцы. На соревнования приезжали атлеты из разных стран. Впоследствии они организовывали у себя на родине аналогичные чемпионаты. В Европе борьбу стали называть французской, а в странах Азии, Востока и Америки – вольной. В 1896 году французская борьба была включена в программу современных Олимпийских игр. А чтобы придать этому виду спорта международный характер, ее переименовали в греко-римскую. Главная ассоциация с греко-римской борьбой у российского болельщика связана с Александром Карелиным – трехкратным Олимпийским чемпионом. Однако история этого вида спорта знает еще одного спортсмена, выигрывавшего Олимпиаду трижды – это швед Карл Вестергрен Возможно, что греко-римская борьба – не самый зрелищный вид спорта. Впрочем, и здесь порой эмоции бьют через край.

 

Александр Шмурнов:

 

Борьба как вид спорта, наверное, была у древних, но относились ли к ней как к спорту тогда и можно ли сказать, что она родилась с первой Олимпиадой?

 

Александр Карелин:

 

Для нас, для россиян, борьба греко-римская, а раньше она была французской, или классической – это борьба, которая происходила во всех цирках Шапито, это, конечно, имена таких удивительных людей как Иван Максимович Поддубный, имена людей, которые дружили с нашими русскими писателями и были для них все равно как друзья – это и Заикин, и Шемякин, и Вахтуров – это люди, которые дружили с первыми авиаторами – это представители первопроходцев, достаточно интересные люди. И цирковая борьба чемпионата была больше продолжением постулата зрелища – черные маски, привозили чернокожих атлетов – это было очень интересно. Каждый уважающий себя цирк в труппе обязательно имел несколько борцов. Поэтому для нас борьба, связанная, конечно, с Иваном Максимовичем Поддубным, и с Александром Владимировичем Сенаторовым – это два корифея борьбы, олицетворяли поединки тяжеловесов – не было категорий, не было временных категорий. Это было очень ожидаемое и разудалое представление в каждой программе. Вот так начиналось все это – 100 лет назад с первого кружка в Санкт-Петербурге. Приехал создавать его знаменитый польский борец -  тогда Польша была частью Империи. Он вместе с Лебедевым на деньги русского графа с французскими корнями создали замечательный атлетический кружок.

 

Александр Шмурнов:

 

Все-таки французская борьба получается. Поляки всегда имели близкие отношения с французами. То есть, борьбу привезли французы – как зрелище, как шоу.

 

Алексей Андронов:

 

Мне кажется, слово «цирк» может быть зрителями понято несколько неправильно Это театр, искусство.

 

Александр Карелин:

 

Цирк как место проведения. Цирковая борьба, как часть циркового представления. Это все воспринималось как демонстрация очень интересных и необычных проявлений человеческих возможностей.

 

Александр Шмурнов:

 

В какой же момент борьба стала именно спортивной? Есть же американское шоу, в котором выходит девушка, какой-то громила, и они кидают друг друга настолько ненатурально, что смотреть просто неинтересно.

 

Александр Карелин:

 

Это называется кетч. Борьба с первых Олимпиад была в программе. Я говорю о нашем, российском восприятии. С первых наших Олимпийских игр, когда Советский Союз участвовал в Олимпиадах, наши борцы выигрывали золотые медали. Именно поэтому  одно время называли в период планового хозяйства нас называли медалеемким видом спорта – у нас были значимые роли в команде и в командном зачете, особенно на Олимпийских играх. Традиции были очень интересными, а цирковая борьба делала очень интересный  promotion виду спорта, очень хорошо его продвигало.

 

Александр Шмурнов:

 

А в советское время оставались традиции циркового выступления?

 

Александр Карелин:

 

Да, еще в 60-е годы борьба проходила в цирке – в цирке как месте проведения чемпионата России, чемпионата республиканского. До сих пор люди преклонного возраста вспоминают, какой интересной и захватывающей борьба была во времена их молодости в цирке.

 

Алексей Андронов:

 

Каждый может вспоминать наше детство, потому что оно происходило в советские времена. Я очень хорошо помню, насколько борьба была популярна и на телеэкране и, может быть, такой косвенный признак: из всех видов спорта легче всего было найти марку с борцами. Сейчас к этому стали относиться как к виду спорта второстепенному, или второго сорта.

 

Александр Карелин:

 

Мы никогда не были второстепенным видом спорта: ни мы себя таковыми не считали, ни нас не прислоняли во второй ряд. То, что Ваш покорный слуга трижды знаменосец олимпийской команды разных стран – это тоже  что-то да значит.

Сегодня ситуация, как мне кажется, такова: мы позволяли себе вероломно менять правила, международная федерация очень фривольно меняет правила. Мы теряем своих зрителей, потому что люди, которые 30 лет поездили, посмотрели, поболели не за команду, а за борьбу как за явление, за фестиваль силы  - они приезжают и не понимают многих критериев – на этом мы потеряли. Если раньше на каждой Олимпиаде у нас было как минимум 3-4 медали, причем золотых, то сейчас, к сожалению, мы несколько хуже выступаем.

 

Александр Шмурнов:

 

Президент волейбольной федерации Рубен Акоста придумал новые правила и сделал вид спорта более зрелищным.

 

Алексей Андронов:

 

И в биатлоне то же самое.

 

Александр Шмурнов:

 

Есть ли, на Ваш взгляд, потенциал в борьбе для того, чтобы сделать этот вид спорта более зрелищным?

 

Александр Карелин:

 

Правильно подать. И не идти на поводу у горе-специалистов, которые считают, что борьба относится к категории незрелищных видов. У меня есть такой опыт: мы проводим турнир среди юношей в сибирских городах. У нас были случаи, когда 8-тысячный зал набивался под завязку, несмотря на мороз на улице – 20 градусов. Люди приходили и на экранах смотрели снаружи.

 

Александр Шмурнов:

 

Это то, что было в Барнауле?

 

Александр Карелин:

 

Барнаул, Новосибирск, Кемерово. У нас в Томске при -52 был полный зал. Даже возник конфликт по поводу безопасности: ребятишки пришли при -52, чтобы посмотреть эту борьбу. Весь зал в Томске – городе очень сдержанном – делали волну. Мы этого не закладывали. Было зрелище, не было форматного пересказывания правил. Самое страшное – это то, что, меняя правила, мы отпугиваем зрителей. Изменить можно, но есть же другие примеры, когда меняют правила. Вы знаете, что в дзюдо, например, ввели синее кимоно для телевидения, чтобы контрастно было.
А мы делаем изменения слишком часто. В каждом виде единоборств главное – это битва характеров. Нужно увидеть, а увидеть битву характеров за одну минуту невозможно, потому что у атлетов примерно одинаков уровень, и нужно больше времени.

 

Алексей Андронов:

 

А здесь нужно беспокоиться о привлекательности для зрителей непосредственного или для зрителя телевизионного, потому что в случае с биатлоном беспокоились именно о телевидении, поэтому появился фрагмент масс-старта и гонки преследования, который достаточно четко по времени протяжен, и его легко  поставить в сетку, потому что зритель знает, что его надо смотреть полчаса, а не 2,5, как индивидуальную гонку.

 

Александр Карелин:

 

Алексей, я же Вам сказал, что я не боксом занимался. Вы знаете из какого я города? Из Новосибирска. Из нашего города вышло огромное количество биатлонистов, которые прославили Советский Союз и Россию. Вы заметили, что трибуны на рубеже, на стрельбище тоже полны. Раньше этого не было. Это не только телевизионный формат. Это вообще восприятие борьбы. Фактор зрелищности очень важен. Это если проводить соревнование национального уровня без помостов. А помост дает два эффекта: во-первых, он поднимает ковры, то есть, первые ряды их видят уже несколько по-иному. Есть и второе: это грохот – некоторые слабонервные даже вскрикивают при падении.

У нас сегодня очень разорванные поединки. Очень много места занимает судья, поэтому подводя к телевизионному формату и сокращая период встречи, у нас вместо 4-х минут, у нас по 12 минут идут 4-х минутные встречи. Сегодня Национальная федерация готовит очень достойное предложение – это внятный продолжительный поединок 5 минут, но без вероломного вмешательства судей.

 

Александр Шмурнов:

 

Теперь о состоянии российской борьбы. В преддверии Олимпиады, думаю, не стоит разделять борьбу на отдельные виды – возможно, просто более пристально на что-то посмотреть. Что сейчас происходит? Каковы главные тенденции? Есть ли лидер? На что нам рассчитывать?

 

Александр Карелин:

 

Лидеры есть. Изменения привели к тому, что у нас появилась женская вольная, и вместо 10 призовых категорий появилось по 7 в каждой дисциплине из 3-х. В прошлом году у нас был чемпионат мира – вольники выступили из 7 категорий - 6 золотых медалей и одна бронзовая, классики выступили намного хуже – одно первое, одно второе и одно третье. А в женской борьбе было 3 третьих места.

Если говорить о лидерах, то в нашем виде это чемпион мира прошлого года Алексей Мишин из Саранска.  Он Олимпийский победитель, чемпион Европы, а в 2007 году смог стать чемпионом мира. В команде также Хасан Бароев, который вернул пальму первенства, которую обронил. Если говорить о вольниках, то это Буйвайсар Сайтиев  - очевидный лидер команды. Женщины тоже смогут претендовать. Я не могу сказать, кто имеет очевидное предпочтение, но шансы есть.

 

Алексей Андронов:

 

Мы с Сашей уже несколько лет спорим относительно женской борьбы. Саша говорит, что женских видов два: синхронное плавание и художественная гимнастика.

 

Александр Шмурнов:

 

Я немного утрирую, конечно.

 

Алексей Андронов:

 

Женская борьба появилась недавно. Как к этому относиться?

 

Александр Карелин:

 

Либеральные ценности забираются и в спорт. Я согласен, что женщины в синхронном плавании и гимнастике намного элегантнее, нежели мужчины.

 

Алексей Андронов:

 

В синхронном плавании уже есть мужские дуэты. Это тоже либерализм лезет в спорт.

 

Александр Карелин:

 

Я бы не ограничивался только этими двумя видами спорта. Есть еще замечательные виды спорта – женский волейбол, баскетбол.

Борьба есть женская, и я считаю, что в мужском исполнении она легче усваивается и воспринимается. Если бы девчонки добавили свою гибкость в трактовке приемов – меня бы это тоже устроило. Я не представитель мужского шовинизма.  Многие из них учатся у нас, у представителей мужской борьбы – сморкаться не вовремя или выплевывать зубы на ковер – вот это мне уже не интересно, это не правильно.

 

Алексей Андронов:

 

Мы как-нибудь обязательно пригласим Оксану Рогозину, которая завоевала пятый титул чемпионки мира. Она как раз пытается сделать бокс по-женски красивым. На последний бой она вышла в юбке.

 

Александр Карелин:

 

В вольной борьбе, если выходить в юбке, можно запутаться, если не самой, то сопернице, поскольку разрешен захват за ноги.

 

Александр Шмурнов:

 

Вы бы приветствовали появление сумо в Олимпийской программе? Поэтому здесь элегантно, красиво – да, артистично – согласен, потому что есть только то, что можно преподнести только по-мужски – это не обязательно грубо. Личный тюнинг точно не нужен.

 

Александр Карелин:

 

Знаете, это часто обсуждается: сумо, подводные шахматы…тогда почему не самбу ввести? Там же есть 9 критериев, в соответствии с которым проходит отбор. Сумо сегодня в эту категорию не подходит.

 

Александр Шмурнов:

 

Я почему спросил: сумо все-таки распространяется: сумо грузинский, болгарский занимают ведущие позиции. И наши тоже. Насколько расширяют свои позиции уже существующие виды борьбы?

 

Александр Карелин:

 

Спортивная борьба своих позиций не сдает. Хотя если говорить о российской специфике, то у нас доминируют 2 школы: это школа Хасавюрта, которая фонтанирует просто, как гейзер горячей водой и пузырьками победителями Олимпиад и чемпионатов мира, и Осетия. Остальные носят филиальный характер. Позиций не сдаем, но из-за того, что так часто меняем правил, раз за разом перед каждым олимпийском конгрессом классическая борьба постоянно попадает в лист на выбывание. Поэтому когда вы говорите про сумо, то я тут же думаю: лишь бы не за счет борьбы.

 

Алексей  Андронов:

 

Мы сейчас коснулись темы кавказской школы, а это тот регион, где борьба остается чем-то вроде национальной идеи. Я когда говорил о второстепенности, я имел в виду детей: в Москве ребенок скорее пойдет заниматься футболом или какими-то более модными или перспективными видами спорта. Я часто бываю во Владикавказе, и там ситуация не такая, несмотря на то, что футбол тоже популярен.

 

Александр Карелин:

 

Во Владикавказе количество сломанных ушей, даже не на квадратный километр, а метр превышает все мыслимые  представления. Там пол-правительсва со сломанными ушами.  Владикавказ – это город, где живут три ныне здравствующих победителя Олимпийских игр. Осетины – это титульная нация. В Дагестане, когда я вошел в зал имени Алиева, я видел 8-х тренеров и две сотни детей на трех коврах.

Мы не потеряли позиции. В Новосибирской области сегодня открываются новые залы, так что многое зависит от федерации. На Кавказе борец – синоним мужчины. Если ты ничего не достиг в части мастерства и признания как разряд, но если у тебя не сломано ухо, то с тобой не интересно разговаривать.

 

Алексей Андронов:

 

В Осетии и Владикавказе футбол тоже сейчас на передовых ролях. Газзаев тренировал ЦСКА и выиграл с ними Еврокубок, Черчесов только что стал тренером «Спартака»…

 

Александр Карелин:

 

Им достается бойцовский дух, который насаждался веками.

 

Александр Шмельков:

 

На Ваш взгляд, успех кавказских борцов связан с традициями или еще и с тем, что кавказцы, как кенийские бегуны, имеют некую структуру, удобную для этого вида спорта.

 

Александр Карелин:

 

С этим не согласен. Спортивная борьба – это вид спорта, в котором нет абсолютного качества. У нас очень синтезированный вид спорта. Быть решительно смелым и немного авантюрным – важно. На Кавказе борьба в крови – это часть традиции. И есть такая пренебрежительная характеристика – «он даже борьбой не занимался». Ребятам легче пробиваться на национальном чемпионате, потому что они раньше формируются. Во всем остальном – это только благодаря традициям и благодаря тому, что это считается почетным занятием. Синоним мужчины – это борьба. Может быть, не очень удачный переход на Михаила Юрьевича Лермонтова – «Где нет боренья, жизнь скучна». Первое, что делают мальчишки, когда конфликтуют за место в песочнице, они начинают бороться.

 

Александр Шмельков:

 

Александр Александрович, сейчас посмотрим сюжет, посвященный Вам.

 

Американцы, склонные к красивым прозвищам, именуют Александра Карелина не иначе как русский медведь. Это тот самый случай, когда стереотипы не раздражают, а наоборот, вызывают гордость. Карелин относится к той когорте спортсменов, которыми Россия гордится. Александр Карелин родился 17 сентября 1967 года в Новосибирске. Свое первое Олимпийское золото Карелин завоевал в 1988 году в Сеуле – ему было всего 20, и к тому моменту борьбой Карелин занимался всего 7 лет, что подчеркивает исключительность таланта. Мир узнал о Карелине и больше не переставал им восхищаться.

В 1992 году в Барселону Карелин приехал уже фаворитом, олимпийским, трехкратным мировым чемпионом, ни одной проигранной схватки.

Перед играми в Атланте в 1996 Карелин получил травму – порвал мышцу груди. Но все равно поехал, чтобы через боль, через муки добиться третьего олимпийского золота. В период с 1987 по 2000 год Карелин не проиграл ни одной схватки на международной арене. Перед своей последней Олимпиадой, которая проходила в Сиднее, Карелин заявил о завершении карьеры по окончании турнира.

Будущий соперник Карелина по финалу Рулон Гарднер как будто специально готовился к схватке с «русским медведем». Фирменный прием Карелина – обратный бросок с прогибом: это когда он обхватывает лежачего соперника за пояс, отрывает от ковра и в ту сторону, куда жертва наклоняется, туда и швыряет. К тому моменту трехкратный чемпион Америки как раз учился противостоять такому броску. И ему повезло в сиднейском финале: в случае пассивной борьбы бросают жребий, вынуждающий одного из борцов атаковать. Второй должен за 30 секунд выйти из захвата. Как ни пытался Карелин вывести соперника из положения равновесия, так и не смог.

 

Александр Шмурнов:

 

Я к чему про Лермонтова: Вы тогда сказали, что пришли с книжками. Что были тогда за книжки?

 

Александр Карелин:

 

На самом деле я много бессистемно читаю. Недавно прочитал Черчилля «Жизнеописание» - всегда было интересно смотреть, кто наши соперники и почему они так отчаянно с нами боролись. Прочитал Гришковца – легкий такой, перечитал Ю. В. Власова. И, конечно, «Жизнь взаймы» - мне очень понравилось, хотя не раз читал Ремарка.

 

Александр Шмурнов:

 

А Ремарк тем и хорош – его можно с 13 лет начинать читать, а потом перечитывать.

 

Александр Карелин:

 

Сейчас, учитывая то, что я депутат, я с удовольствием Уоррена перечитал «Вся королевская рать». Там не пишу о том, как достигать власти, а пишут о  том, как достигать себя в этой власти. Толчком послужило то, что посмотрел фильм, а после я решил обновить ощущения от книги.

 

Алексей Андронов:

 

Я, кстати, о фильмах хотел спросить. Не в обиде ли Вы, с одной стороны, на Брюса Ли, а с другой, на режиссеров постсоветского периода, которые ставили фильмы с драками, причем с драками в стиле Брюса Ли. Это тоже, наверное, помогло?

 

Александр Карелин:

 

Я могу сказать, почему сегодня восточные единоборства более интересны для ребятишек – они научились себя продавать. Мы всегда были традиционным видом – у нас всегда было финансирование. А они-то проходили через подвал – они  знают, что такое самоокупаемость, они борются  за клиентов. И если мы гордимся тем, что  у нас занятия бесплатны занятия для семей ребятишек, которые к нам приходят, то они изначально собирали деньги для того, чтобы существовать. А мы сегодня учимся этому заново.

 

Алексей Андронов:

 

Вы бы приветствовали создание фильма, в котором были бы элементы греко-римской борьбы?

 

Александр Карелин:

 

Борцов намного больше. Вы же видите сегодняшний парламент: все же по-разному относятся. Например, корифеи думской работы говорит, что мол, смотри, какие смешные пришли чемпионы; ну ты-то ладно – ты хоть читать умеешь. Их пугает то, что 10 победителей Олимпийских игр, чемпионов мира, параолимпиец – им не нужно тратить особенно много денег на то, чтобы быть популярными и узнаваемыми. Я всегда шучу про борцов: если будет, не дай Бог, ядерная война,  то останутся всего 2 вида жизни на земле – тараканы, потому что они больше всего держат по радиации и борцы, потому что мы везде. Лидеры таких государств как Казахстан и Армения  - Нурсултан Абишевич Назарбаев и Роберт Седракович Кочарян – борцы, потому что если раньше было стыдно признаваться в том, что ты спортсмен вообще и борец в частности, или наоборот, то сейчас все в порядке. Нас намного больше, чем мы занимаем места в эфире, в пространстве.

 

Алексей Андронов:

 

Для российских зрителей борьбу такой сделали именно Вы, потому что Вы доминировали в течение 15 лет.

 

Александр Шмурнов:

 

А не закрывали ли Вы в какой-то мере дорогу другим?

 

Александр Карелин:

 

Я же сказал, что я – эгоист. У нас же только один едет, и даже запасных нет. Как минимум трем поколениям ребят я перекрыл дорогу,.

 

Алексей Андронов:

 

Ну Вы же выигрывали…

 

Александр Карелин:

 

Да. Если бы меня оставили за красивые глазки, которых у меня тоже нет, я бы об этом не заговорил. Я каждый раз выигрывал национальный чемпионат, и для меня важно было то, что меня везут на чемпионат мира не за заслуги прошлого, а потому, что я опять стал лучшим.

 

Александр Шмурнов:

 

К Вашей карьере можно вернуться. Всех интересуют Ваши чувства, Ваши переживания, пусть уже и высказанные, после проигранного поединка. Многие, даже те, кто не сильно интересовался борьбой, смотрели этот поединок.

 

Алексей Андронов:

 

Я помню в этом зале была двойственность чувств с интервалом в 3 минуты. Сначала приехала вся российская делегация, которая была на этих играх, а через 3 минуты она выходила расстроенной.

 

Александр Карелин:

 

"Я проиграл и как в удушье меня одолевает равнодушье". В 2000 году я понимал все риски. Если мне в Атланте повезло, то тогда я просто не смог переломить встречу – не было эмоционального заряда. Не получился дембельский аккорд. Я могу процитировать одного моего товарища, который мне позвонил и сказал, что я из очень известного борца стал знаменитым драматургом. На вопрос, почему, он ответил, что заставил меня плакать. Когда на днях приходили ваши коллеги, и мы разговаривали далеко не о спорте, девушка журналист сказала, что она жила тогда в Америке, и американский комментатор рыдал, комментируя победу американца надо мной. Я проиграл на самом деле. Обидно.

 

Александр Шмурнов:

 

Говорят, поражения делают сильнее, особенно сильных людей.

 

Александр Карелин:

 

Бесспорно, но лучше выигрывать. Когда меня спрашивают, что меня заставляло столько лет выигрывать, я говорю: «Вы пробовали быть лучшим?».
Закаляют, может быть, но лучше пусть закаляют кого-нибудь другого. Тем более я был капитаном команды. 

Я до сих пор не научился проигрывать. Там же было много всего – тогда и отец со мной впервые поехал, несмотря на то, что это Австралия, было 2 самолета из Новосибирска. Кроме всех остальных, Света Хоркина подошла ко мне и сказала: «Санечка, что же ты наделал?»
Там все сразу – я же был знаменосцем.

 

Алексей Андронов:

 

А с Рулоном Гарднером приходилось позже общаться? Он из заурядного борца стал суперменом всего мира. Насколько я знаю, потом у него были проблемы с алкоголем, с мотоциклом…

 

Александр Карелин:

 

Для начала он превратился в Олимпийского победителя, поэтому все уничижительные оценки к нему не подходят. Теперья я могу за раз сделать звезду. Мы не однажды встречались. Во-первых, я закончил не потому, что проиграл. Я понимал, что пора заканчивать, потому что в 33 года бороться в одной дисциплине, и заставлять народ нервничать, выигрывая по баллам. Все должно быть безоговорочно и категорично. У нас в борьбе есть замечательное состояние, которое называется чистая победа.

Ваши коллеги на меня обижались за то, что я не пришел на пресс-конференцию. Просто стыдно было плакать при всех, а потом я им честно ответил: когда ты выиграл, ты можешь выйти молча и отвечать что угодно, а когда ты проиграл, ты можешь что угодно нести-молотить. Когда я приехал домой, меня встретил младший сын возле трапа – ему и 6-и лет не было. У нас есть такая традиция: мы никогда не возим медали в багаже, так как часто пропадал багаж. Он подходит и говорит: «Пап, покажи медаль». Потом взял и говорит: «А почему она белая?». Он ее бросил и пошел дальше.

 

Алексей Андронов:

 

Кстати, о пресс-конференциях. Вы однажды ввели в шоковое состояние американцев относительно того, правда ли то, что Голливуд предлагает контракт. В американской прессе  Ваш ответ был подан как «да» - я собираюсь играть бородавку на лице динозавра.

 

Александр Карелин:

 

Да.

 

Алексей Андронов:

 

Для Вас пресс-конференция – это продолжение театра?

 

Александр Карелин:

 

Вы для зрителя попытались разгородить борьбу цирковую и борьбу вообще.

 

Алексей Андронов:

 

Нет, я не разгораживал.

 

Александр Карелин:

 

Борение – это же интересно. Как сказал мне один товарищ, «Санечка, трудно поверить, что с твоим диковатым видом ты не то, что читать, а считать умеешь». В Финляндии был чемпионат мира. Я иду, и вижу везде написано «Сибелиус, Сибелиус» - я не знаю. Я спросил у одного журналиста, кто он такой – он объяснил, что это композитор. На пресс-конференции мне задали вопрос: «Ваш любимый композитор?» Я отвечаю: «Сибелиус». После этого финны, которые через 3 года приехали снимать обо мне кино, они мне привезли коллекцию Сибелиуса. Да, часть театра есть. Мое любимое слово после «борьба» - это «соответствие».

 

Александр Шмурнов:

 

У нас осталось немного времени, и хотелось бы поговорить про Государственную думу. Вы сказали, что появляются борцы, да и вообще спортсменов становится все больше и больше. Зачем спортсмены в Государственной думе? Что они могут сделать и чем такая Государственная дума может отличаться от предыдущей?

 

Александр Карелин:

 

На мой взгляд, во-первых, спортсмены – тоже люди и  граждане государства, которые готовы служить. Я считаю, что это признание страной – спорта вообще как отрасли, как части жизнедеятельности, как повод для гордости за сильную Россию. А второе – каждый из ребят приходит с готовностью служить, и создается более элегантное представление о депутатском корпусе – люди задорные, резвые, подтянутые, убежденные в своей правоте. Я думаю, что это замечательный, достойный показатель для российского парламента – парламента всенародно избранного, в первую очередь. Сегодня спорт начинает занимать достойное место.

 

Александр Шмурнов:

 

В какой мере Вы, как депутат, планируете лоббировать спорт или Вы, наоборот, нести свое спортивное в развитие жизни?

 

Александр Карелин:

 

Сейчас есть маститые депутаты – Хоркина, Кабаева, многие другие. Ведь каждый из них четко представляет, как должен развиваться спорт в стране. Как необходимо подходить к пропаганде. Меня многие под столом толкают, когда я начинаю говорить о пропаганде сегодня. Страна  наконец-то получила зимние Олимпийские игры, создается соответствующая инфраструктура  - это уже замечательно. Это то, что достанется будущим поколениям. Говоря о представительстве, я привожу очень простой пример: когда говорят о небольшом количестве медалей наших спортсменов в конькобежном спорте,  я всегда говорю, что на весь Союз всегда был только один каток – в Казахстане. Сейчас только в России их 4 штуки, поэтому результаты пошли.
Лоббировать будем именно так – представлять, достойно, славно, не стесняясь быть первыми.

 

Алексей Андронов:

 

Мне кажется, что в присутствии спортсменов в политике, в Думе есть еще вот какой момент: ведь политику часто называют делом фальшивым, а в вашем присутствии, наверное, некоторым маститым депутатом будет трудно – то, что происходило в начале 90-х годах, когда прямая трансляция парламентских заседаний собирала рейтинг выше любого сегодняшнего сериала.

 

Александр Карелин:

 

Сейчас же вообще все стало немного по-другому. Каждый для себя выбирает. А мараться, если ты пережил признание, поднимаясь на пьедестал, - это же неинтересно. Поэтому каждый выбирает свой стиль, который поможет добиться победы своего дела, своего комитета, своего кресла. У нас же знаете как происходит: вчера они были болельщиками, земляками, а сегодня они становятся моими избирателями. Я приведу один простой пример по этому поводу. Маргарет Тэтчер сказала, что  победа живет в голове каждого из нас, а воля к победе – это дело тренировки, а метод победы - это дело чести.

 

Александр Шмурнов:

 

Вообще каждый выбирает за себя. Мы ни коим образом не раскаиваемся в том, что выбрали такого гостя в начале нашего цикла. Мы очень благодарны Вам за разговор, за то, что первый вид спорта в нашей олимпийской программе "2:1" теперь зрителями будет гораздо лучше ощущаться. Я даже не на уровне сознания, а на уровне чувств сегодня вечером буду думать о борьбе и на Олимпиаде буду следить внимательнее за этим видом спорта.

 

Александр Карелин:

 

Вам спасибо большое, что будете именно чувствовать, потому что спорт ведь не только демонстрирует неограниченные человеческие возможности. Спорт как раз призывает к эмоциям, одна из которых – гордость за сопричастность к победам для тех, кто является не только моими соотечественниками, но и земляками, но и главное, что болельщиками.

 

Александр Шмурнов:

 

Спасибо вам. Это была программа "2:1". У нас в гостях был Александр Карелин. Мы встретимся через неделю. Не теряйте оптимизм!

 

Алексей Андронов:

 

До свидания!