​​Сергей Коваленко: при борьбе в формате "стенка на стенку" нужно ставить перед борцами конкретные задачи, ​​Сергей Коваленко: при борьбе в формате "стенка на стенку" нужно ставить перед борцами конкретные задачи

​​Сергей Коваленко: при борьбе в формате "стенка на стенку" нужно ставить перед борцами конкретные задачи

05 декабря 2024
14:15
Новости
​​Сергей Коваленко: при борьбе в формате


Олимпийский арбитр Сергей Коваленко в 1993 году участвовал на турнире "Приз Карелина" — и стал бронзовым призером. В интервью корреспонденту WRESTRUS.RU Тиграну Аваняну он поделился воспоминаниями о том турнире, вспомнил героев "Игр Дружбы" — на "Силе традиций — 2024" отмечали 40-летие данных соревнований, а также вспомнил о противостояниях россиян и иранцев в начале века.

— В 1993 году я поступил в институт Лесгафта в Санкт-Петербурге, и первым стартом, на который я выехал от института, был турнир "Приз Карелина". Тогда я приехал за свой счет — но стояла задача: если я смогу попасть в тройку, то меня внесут в списки сборной, и тогда финансирование будет. У меня отец пенсионер-чернобылец, он нашел деньги, заплатил, и для меня это было большим стимулом. Турнир был личным, среди юношей, мне было 17 лет. Кстати, на турнире "Сила традиций — 2024" мы среди судей провели опрос — кто раньше всех прикоснулся к турниру Карелина в любом формате. Выяснилось, что я.

— В каком весе выступали и кого считали основным оппонентом?
— Я выступал в весе до 63 кг, основным соперником я считал своего земляка Алексея Широких — я ему до этого проигрывал на турнире "Белые ночи". Но на "Призе" я проиграл Юрию Крикухе в первой же встрече, и с Лешей мы встретились за третье место — я выиграл, и получил бронзу.

— Какие были призы?
— Не вспомню, что получали победители, но что мне запомнилось, так это то, что команда из Узбекистана привезла с собой дыни — и чтобы отбить поездку, они их продавали. Купили у них дыни все, кто мог, даже мы — такие вкусные дыни я до того момента никогда не пробовал.

— Выделялся ли турнир по организации?
— Конечно, до того момента я не то что боролся — я не видел никогда турниры такой организации. Да и даже сейчас, в 2024 году, турнир "Сила традиций", который является продолжателем "Приза Карелина", сильно отличается от других турниров. Не первый раз приезжаю и как спортсмен, и как судья, но каждый раз Александру Карелину удается всех удивить. Направленность одна — патриотизм, ценности, но каждый раз что-то новое. Мои сыновья-борцы пока не боролись здесь — старший уже перерос, а младший пока не дорос, но мне очень бы хотелось, чтобы они здесь поборолись и получили незабываемые эмоции и бесценный опыт.

— Боролись ли вы на турнирах Карелина кроме 1993 года?
— Да, я боролся на турнире в Новосибирске в 1996 году, когда давали машины за победы, но я выступил неудачно и остался без медали. В моем весе выиграл Игорь Чучумов. Как спортсмен я был на турнирах Карелина дважды, а после этого как судья я участвовал только в турнире 2023 года, ну и в этом году.

— Насколько сегодняшним борцам престижно бороться на "Силе традиций"?
— Разговаривая с борцами, тренерами, судьями все говорят примерно одно и то же: "Сила традиций" — это космос". Это даже не уровень чемпионата мира, даже выше, не знаю, с чем можно сравнить. Ясно одно: это особенное мероприятие, формат "стенка на стенку" — очень нужный, потому что здесь перед борцом нужно ставить конкретные задачи: не просто выиграть, а как выиграть, что сделать. А если твой оппонент значительно сильнее, нужно ставить задачи на схватку, что нужно сделать: не проиграть досрочно, взять балл. Это очень интересно.

— У каждого турнира есть своя тематика. В этом году на "Силе Традиций" была тематика 40-летия Игр Дружбы 1984 года. В то время вы знали что такое борьба?
— В 1984 году я жил в маленьком шахтерском поселке, на телевидении было два канала, и ничего про Игры Дружбы я не видел, но тогда уже я начал заниматься борьбой. Те борцы были для нас ориентирами. Михаил Мамиашвили был главным тренером, когда я попал в сборную России, Александр Карелин тоже участвовал в "Дружбе" — но в юношеском составе. Евгений Тимофеевич Артюхин был в той команде, я дружил с его сыном, боролся на его турнире.

— Развивается Профессиональная борцовская Лига PWL, в Москве встретились борцы России и Ирана — две сильнейшие команды мира. Матчевая встреча получилась интереснейшей и ровной, а участвовали практически оптимальные составы. Скажите, иранцы всегда были для наших борцов главными и принципиальными соперниками?
— Знаете, когда я начинал выступать на высоком уровне, часто получал от старших товарищей замечания, что мои схватки заканчиваются с большим счетом — 13:12, например. Мне говорили: Сережа, один балл возьми, ничего не отдай — и ты выиграешь. Так вот с иранцами это было сделать очень сложно: они охотно идут в захват, ищут приемы, и счет с ними получается крупный. В то же время, не припомню, чтобы я проигрывал иранцу, а в 28 лет, когда я выиграл чемпионат России, меня в качестве проверки должны были отправить на турнир, дали на выбор Германию или Иран. Сначала хотелось поехать в Дортмунд, но вмешались обстоятельства, и пришлось лететь в Иран. Я выиграл этот турнир, и это мне открыло дорогу на чемпионат Европы, где я занял третье место, боролся там с несколькими представителями Ирана.