Гоги Когуашвили: я всегда буду со сборной командой России, Гоги Когуашвили: я всегда буду со сборной командой России
Гоги Когуашвили: я всегда буду со сборной командой России
В Федерации спортивной борьбы России приняли кадровые решения по тренерскому штабу сборной России по греко-римской борьбе. Возглавлявший команду на протяжении почти двух десятков лет пятикратный чемпион мира и бронзовый призер Олимпийских игр Гоги Когуашвили станет советником президента Федерации спортивной борьбы России Михаила Мамиашвили и продолжит работу в тренерском штабе национальной команды. Гоги Когуашвили в интервью корреспонденту WRESTRUS.RU подвел итоги работы на своем посту и рассказал о самых ярких вехах и достижениях сборной страны за эти годы.
— Гоги Мурманович, вы на протяжении 20 лет возглавляли сборную России. Насколько сложной была работа на этом посту?
— Всегда было нелегко. Но если оглянуться назад и сравнивать с сегодняшним днем, то конечно, самым трудным было начинать свою тренерскую карьеру. И также сложно было в ее заключительной части, особенно в последние годы, с 2022 по 2025 год.
— Когда вам в 2006 году предложили стать главным тренером команды, не было сомнений или опасений, ведь вы совсем недавно закончили выступать?
— Я тогда был немного удивлен тем, что в меня поверили и оказали мне такое доверие. Потому что возглавить сборную России, преемника сборной Советского Союза, конечно, было очень большой честью для меня. И в то же время я понимал, какую огромную ответственность беру на себя. Ведь на ковре я раньше отвечал только за себя, а теперь мне предстояло нести ответственность за большую команду с богатой историей. И, честно, говоря, мне было несколько страшновато, и я тогда немного мандражировал. И в первое время я никак не мог поверить в то, что я являюсь главным тренером всей сборной России.
— А когда у вас появилась уверенность в том, что вы все делаете правильно и находитесь на верном пути?
— Тогда, когда появились первые хорошие результаты, победы на чемпионатах Европы и чемпионатах мира. Конечно, если сравнивать с командой по вольной борьбе, у нас успехи были немного скромнее. Но мы все время занимали первое, второе или третье место в командном зачете. И мы выиграли практически все чемпионаты Европы. А если говорить о чемпионатах мира, то, если не ошибаюсь, на 16 чемпионатах мира мы завоевали 18 золотых медалей и большое количество серебряных и бронзовых (всего — 61 награду). Но по набранным очкам мы при этом выиграли 10 чемпионатов мира и также четыре раза побеждали на Кубках мира. Мы всегда достойно представляли команду России и нашу страну.
— Какими для вас сложились первые Олимпийские игры, соревнования 2008 года в Пекине?
— Можно сказать, что это была сказка. У нас в команде были олимпийские чемпионы Хасан Бароев, Вартерес Самургашев, Алексей Мишин и молодые ребята, которые впервые будут выступать на Олимпиаде — Асланбек Хуштов, Назир Манкиев, Ислам-Бека Альбиев. И все они были хорошо готовы. Но так получилось, что дебютанты Олимпийских игр, Назир, Ислам и Асланбек стали олимпийскими чемпионами. И все они боролись очень красиво. Например, в первый день выступали Назир и Ислам, и они взяли два золота. И в нашей команде тогда была такая радость и такой эмоциональный подъем, что это просто незабываемо. А во второй день Асланбек Хуштов тоже боролся очень здорово и стал олимпийским чемпионом. Потом Хасан Бароев взял серебряную награду. Конечно, мы многого ожидали и от других ребят, но это же Олимпийские игры и не все могут стать чемпионами. Я становился чемпионом мира и Европы, призером Олимпиады, но такой радости, как тогда в ранге главного тренера сборной России, я не испытывал никогда. И никогда у меня не было таких радостных эмоций, как на Олимпийских играх в Пекине. Эти чувства просто непередаваемы.
— А на других Олимпиадах вы испытывали подобные эмоции?
— Выступление в 2012 году на Олимпиаде в Лондоне можно считать не менее успешным. Конечно, всем нам было обидно за досадное поражение в финале Рустама Тотрова. Когда он в спорной ситуации проиграл представителю сборной Ирана. Тогда бы у нас было третье золото, после побед Романа Власова и Алана Хугаева. Рустам находился в очень хорошей форме, и все ожидали, что он станет олимпийским чемпионом. Также у нас было два призера Игр — Заур Курамагомедов и Мингиян Семенов. И если в Пекине у нашей команды было четыре медали, то в Лондоне уже пять наград. Два золота, одно серебро и две бронзы. И это был тоже очень хороший результат.
— Наверное, отдельно можно выделить и чемпионат мира 2018 года, на котором команда под вашим руководством завоевала шесть золотых медалей?
— Да, это было на мировом первенстве в Будапеште. Тогда шесть наших ребят стали чемпионами мира, и это было блестящим выступлением спортсменов и тренеров. У нас тогда была очень хорошая команда. И мы также не раз брали по четыре-пять-шесть золотых медалей на чемпионатах Европы. Всего мы выиграли на чемпионатах Европы 43 награды высшей пробы, и 94 медали в общем зачете.
— Ваш опыт участника и призера Олимпийских игр в определенной степени помог в работе с командой на различных Играх?
— Конечно, такой опыт всегда помогал, я чувствовал, что где-то надо спортсмену добавить, а в какой-то момент ему надо дать отдохнуть. Это надо хорошо знать, понимать и чувствовать.
— За эти годы не часто, но менялся состав тренерского штаба. Насколько тяжело расставаться с теми, с кем работали много лет, и вводить в команду новых специалистов?
— У нас если и происходили какие-то изменения, то все равно случайные люди в команду не приходили. И те люди, которые работали и работают в сборной России, были моими близкими людьми. И такими они и остались. Это нормальное явление, когда спустя какое-то время меняется тот или иной тренер. Потому что если ты видишь, что в каких-то моментах чего-то недостает и в чем-то надо добавить, то ты же не прощаешься с человеком навсегда, а делаешь какие-то перестановки. И те тренеры, которые пришли и работали со мной, и те, которые уходили – со всеми из них я с ними по-прежнему общаюсь и дружу, у меня ни с кем нет плохих отношений. Потому что у нас была команда единомышленников, а в таком коллективе, где все друг друга понимают, всегда хорошо работать. И у меня ни с кем из тренеров не было какого-то недопонимания, мне со всеми специалистами было комфортно сотрудничать.
— И вам удалось создать такую систему, что приходящие в команду специалисты быстро в ней осваивались?
— А им и не требовалось на это много времени. Ведь это были те люди, которые вместе со мной тренировались и боролись. А через какое-то время они начинали тренерскую карьеру в регионах, в клубах, юношеской и молодежной команде. И их не надо было чему-то учить, потому что они сами уже прошли этот непростой путь, и все хорошо понимали. Конечно, как в оркестре, кто-то должен ведь и дирижировать. И моей задачей было собрать команду единомышленников и определить, кто из тренеров что именно будет делать. Так и должно быть, ведь, если привести пример, все солдаты идут вслед за командиром.
— Вы вместе с тренерским штабом сумели довести до двух золотых олимпийских медалей Романа Власова.
— Роман – это отдельная от всех история, потому что очень мало таких спортсменов. И мне посчастливилось, что Роман боролся именно в нашей команде. Меня всегда поражали его трудолюбие, самоотдача и целеустремленность. И, конечно, его работоспособность, причем не только на тренировках, но и на соревнованиях. Он никогда не сдавался, и старался всегда и во всем быть первым. Не обходилось и без поражений, но в основном Роман выигрывал и заслуженно стал двукратным олимпийским чемпионом.
— Чтобы вы пожелали и посоветовали Николаю Монову, который возглавит команду в 2026 году?
— Я пожелал бы ему, в первую очередь, терпения, удачи и много-много побед со сборной России. Потому что мы на такую высоту подняли наш флаг, что для нас порой даже попадание в тройку призеров считается катастрофой. На чемпионате мира 2025 года мы по очкам заняли командное третье место. И такого результата мы ведь добились с учетом того, что у нас не выступали два наших лидера, Эмин Сефершаев и Садык Лалаев. У нас боролись восемь, а не десять спортсменов, и все равно мы заняли третье место. Но для нас это оказалось как бы неудачным выступлением. Я пожелал бы Николаю Алексеевичу, чтобы команда занимала только первые места в командном зачете.
— Каким вы видите свою работу на должности советника президента Федерации спортивной борьбы России?
— Что я могу посоветовать Михаилу Геразиевичу Мамиашвили (с улыбкой), который знает все? Если он посчитает нужным обратиться ко мне за помощью, я всегда буду рад помочь. У нас с командой недавно был заключительный тренировочный сбор в горах. И я там сказал всем тренерам и спортсменам: «Я с вами не прощаюсь, я просто говорю вам — «До свидания». Потому что мы по любому будем везде пересекаться. Наша жизнь продолжается, и я не люблю прощаться. Потому что это борьба — это моя жизнь. Ведь я уже 42 года нахожусь в борьбе. И оторвать ее от себя просто невозможно. Я всегда буду со сборной командой России.
