Ответный бросок (Коммерсант, 20.08.2008), Ответный бросок (Коммерсант, 20.08.2008)
Ответный бросок (Коммерсант, 20.08.2008)
Редко приходится видеть призеров Олимпиады такими несчастными, каким вчера был вчера Бесик Кудухов. 15 августа ему исполнилось 22 года, а через четыре дня он получил первую в жизни олимпийскую награду. Но она нисколько не грела ему душу. И было видно, что ему очень больно вспоминать эту роковую схватку с японцем Томохиро Мацунагой в третьем круге.
До нее все было в порядке. Он говорил, что чувствовал себя хорошо, абсолютно не нервничал, что еще увереннее почувствовал себя, когда в стартовом раунде одолел очень сильного монгола Наранбатора Баяру, который считался чуть ли не основным соперником чемпиона мира из России. Кудухов отправлялся в Пекин за золотом — и золото очутилось от него на расстоянии, можно сказать, вытянутой руки. Вслед за монголом он разобрался c Аббасом Даббаги и вышел на Мацунагу — борца, не имеющего никаких титулов, кроме звания чемпиона Азии. Но разве оно было сопоставимо со званием чемпиона мира?
Бесик Кудухов честно признавался, что после того как он справился с монгольским спортсменом, решил, что уже как минимум в финале. Очень похоже на то, что японца он просто недооценил. И та попытка приема, которую россиянин сделал в самом конце первого раунда, наверное, будет сниться ему еще долго. Кудухов сказал, что, конечно, поспешил с ним, сглупил: "Хотелось во что бы то ни стало взять два балла, выйти вперед..." Вместо двух баллов россиянин получил "минус три", поскольку хитрый Мацунага был готов к ответу. Ну а дальше все у Кудухова пошло насмарку. И он не знал, чем это объяснить. И невозможно было объяснить, как за несколько часов ему, только что пережившему личную драму, удалось так здорово настроиться на бронзовый поединок с узбеком Дильшодом Мансуровым, не имевшим против Кудухова ни единого шанса. Если бы еще эта победа могла хотя бы чуть-чуть утешить замечательного парня из Беслана...
Он смотрел финал, и обида на самого себя наверняка становилась все крепче и крепче. В схватке за золото американец Хенри Седжудо уверенно обыгрывал Мацунагу. С Седжудо Бесик Кудухов встречался в карьере четырежды — и четырежды выиграл. Он понимал, что должен был вчера оказаться на месте американского борца, и это была лишняя щепотка соли на нанесенную японцем рану.
А Хенри Седжудо рассказывал, что вообще-то счастлив был уже оттого, что просто попал на Олимпиаду. Ни на какое золото он, разумеется, не рассчитывал.
Вскоре после российской трагедии состоялся и российский триумф. Исполнительный директор Федерации спортивной борьбы России Георгий Брюсов рассказал мне историю, кажется, идеально иллюстрирующую состояние Мавлета Батирова, который четыре года назад выиграл Олимпиаду в Афинах в категории до 55 кг, а после нее, "потяжелев", стал лучшим в мире и в следующей категории. Батиров приехал на арену, где в Пекине проходят состязания борцов, и его тренер, узнав, что по жребию россиянину предстоит выходить на схватку в синем трико, попросил достать его из баула. Выяснилось, что Мавлет Батиров забыл экипировку в Олимпийской деревне. При этом он сказал об этом так спокойно, словно речь шла не о старте на самых главных соревнованиях, какие только могут быть, а об обычной тренировке. Такое могло выбить из колеи кого угодно. Для него же было ничего не значащей мелочью. Он прекрасно отборолся в трико, одолженном у Бесика Кудухова.
И эту уверенность Батирова в себе не могло вчера поколебать ничто - ни неприятная вроде бы жеребьевка, в каждом круге подсовывавшая ему опасных и амбициозных соперников - азербайджанца Зелимхана Гусейнова, олимпийского чемпиона Афин в этой категории кубинца Яндро Кинтану, македонца Мурада Рамазанова, иранца Саидмурада Мохаммади, ни решительность, с которой выходил на финальный поединок его противник Василий Федоришин. Украинец верил, что золото чемпионата Европы, который был выигран в отсутствие пропускавшего континентальное первенство Мавлета Батирова, он способен превратить в золото олимпийское.
Финал был идеальной иллюстрацией таланта борца из Хасавюрта. Федоришин в принципе боролся великолепно. Но его противник был слишком хладнокровен, слишком искусен - и все старания украинца в первом периоде превратились в пустую трату времени. Он проиграл один балл.
Во втором Василий Федоришин был вынужден бороться еще активнее. И в одной из атак он смог наконец как следует захватить Мавлета Батирова и бросить. И бросок с трибуны смотрелся, надо сказать, довольно красиво. Судьи оценили его, однако, всего в один балл - может быть, посчитав низковатой амплитуду.
Василий Федоришин полагал, что арбитры недооценили его прием: "Я не знаю, почему мне дали лишь одно очко. Я думал, что будет три. Увидев оценку, я на секунду расслабился, сделал шаг назад..." Батиров, в отличие от Федоришина, задумываться о том, сколько он проиграл, пропустив тот бросок через спину, не собирался - и в этом умении быть предельно сконцентрированным и не отвлекаться ни на что тоже ведь заключалось его превосходство над соперником. Дагестанский борец, заметив, что украинец сделал этот крохотный на самом деле шажок назад, ринулся на него с какой-то запредельной скоростью. Через секунду Василий Федоришин уже лежал ничком на спине рядом с ковром, а на табло напротив фамилии Батиров светилась цифра "два" - во столько был оценен этот его бросок. Бросок, лишивший украинца последних надежд отыграться и добиться права на третий - "золотой" - период.
