Александр Блеер: отсутствие борьбы в программе Универсиад – недоработка FILA, Александр Блеер: отсутствие борьбы в программе Универсиад – недоработка FILA

Александр Блеер: отсутствие борьбы в программе Универсиад – недоработка FILA

23 июня 2010
21:59
Новости
Александр Блеер: отсутствие борьбы в программе Универсиад – недоработка FILA

19-20 июня  в УСКЗ РГУФК прошел чемпионат России по греко-римской борьбе. В интервью Wrestrus.ru  ректор главного спортивного ВУЗа страны, вице-президент Федерации борьбы России Александр Блеер поделился своими впечатлениями от турнира, а также рассказал состоянии современного студенческого спорта и том, какое место в его системе занимает спортивная борьба.

 

-  Молодежь подтягивается,  - заметил Александр Блеер. – Это радует. Не зря мы воевали за этот зал в свое время.  Хорошо, что нам в лихие 90-е удалось его отстоять, а то ведь чуть не превратили его в дискотеку.  Я сегодня разговаривал с  главным тренером сборной России Гоги Когуашвили, и он так эмоционально вспоминал: «О! Этот  зал я в нем три раза становился чемпионом России. Так приятно, что соревнования снова проходят здесь». Но правила современно греко-римской борьбы оставляют желать лучшего: периоды разорваны и это мешает спортсменам раскрыться в борьбе. Не создается реального поединка, боя гладиаторов. Слишком все запутано, поэтому борьба  очень зажатая, закрытая. Это не хорошо для зрителей и не способствует развитию популяризации вида спорта.

Вы возглавляете главный спортивный ВУЗ страны, а как обстоят дела на кафедре борьбы?

 - Проводим реформы, смотрим, что и как  можно сделать лучше. Подключаем науку, стараемся работать с федерациями.  Все-таки основной работодатель наших студентов -  это федерация и насколько четко будет выстроена политика федерации: в какие регионы, сколько нужно тренеров, сколько управленцев, которые будут заниматься развитием спортивной борьбы зависит наша работа, сколько ребят будет учиться у нас и по каким программам.

В чем заключается суть реформы?

В целом она связана с реформой образования.  Сейчас у нас больше разделения, специализации. А раньше специальность была размытая, пытались сделать универсального солдата.  Готовили специалиста, который мог идти работать и преподавателем физвоспитания в школу, и он же мог работать тренером определенной квалификации. Сейчас мы разделили подготовку на две специальности. Одна будет заниматься физвоспитанием, а другая исключительно спортом.  На кафедре будет введено четкое разделение. Первые два курса они работают в одном ключе, а потом разделяются: кто-то хочет стать тренером, а кто-то управленцем в этом виде спорта. И программы будут немного отличаться.

А если спортсмен захочет в будущем готовить чемпионов?

Мы в ВУЗе готовим специалистов, которые  должны начинать работать с детьми.   Но при повышении квалификации они могут дойти  и до уровня спортивного совершенствования, то есть тренировать мастеров спорта. А если он захочет и сможет тренировать членов сборной команды страны, даже в юношеских или молодежных командах, ему надо закончить Высшую школу тренеров и получить статус тренера высшей квалификации. Я считаю это обязательное условие качества подготовки специалистов. Иначе мы придем к тому, к чему приходят наши коллеги во многих видах спорта: начнем покупать иностранцев. А заграница в этом плане нам вряд ли поможет. В свое время высшую школу тренеров в СССР открывали постановлением ЦК партии. И люди, которые там учились, имели четкое представление, чем они будут заниматься и очень серьезно отвечали за свою последующую деятельность.  Люди, которые были допущены к работе со сборными командами в Советском Союзе, были небожители,  но  они отвечали перед всей страной за подготовку чемпионов, которые должны были прославлять страну. Сейчас конечно все эти грани немного стираются.  У нас спорт - саморегулирующаяся организация получается.  Но если государство руководит вооруженными силами и обеспокоено безопасностью страны, то спорт это ведь тоже безопасность. Это политическая безопасность. Выступление  спортсменов на международной арене -  это статус государства.

Сколько борцов учиться в РГУФКе?

У нас учатся  в основном ребята, которые выступают в турнирах молодежи.  Недавно приехали с молодежного первенства, привезли золото, два серебра и бронзу. Здесь тоже выступают наши воспитанники, но они еще молодые и пока не все показали, на что способны. Наши  надежды - братья Шокаровы – один чемпион по молодежи, другой серебряный призер. Думаю, уже к следующему чемпионату страны они смогут  не просто конкурировать, а выигрывать у ведущих спортсменов.

Как вы оцениваете состояние студенческого спорта в целом?

Сейчас есть позитивные сдвиги.  Я пришел в нашу федерацию заниматься как раз студенческим спортом. А что такое студенческий спорт – это промежуток времени от 17 до 27 лет, когда молодой человек или девушка могут обучаться, получать высшее или среднее-специальное образование. При этом многие из них в этот период имеют уже свою профессиональную спортивную карьеру. И чтобы некоторые мягко говоря не совсем добропорядочные тренеры их  не обманули  нужна образовательная программа. Потому существует  такая проблема, когда тренер спортсмену говорит: «Все у тебя будет. Ты сейчас тренируйся, выступай, а потом  получишь аттестат. Или давай зачетку я за тебя пойду что-то сдам». Можно сдать, но чем это закончится. Вот парень заканчивает спорт и что ему делать дальше? Он думает: хочу быть тренером, а знаний то нет, их теперь надо где-то получить. У нас в ВУЗе такая система разработана. Она предусматривает индивидуальный подход к спортсменам высшей квалификации, членам сборной страны. У меня есть специальный помощник, проректор, который занимается профессиональными спортсменами. Им просто помогают учиться, а не с зачетками за них ходят. Например, если они не могут находиться на занятиях, им предлагаются задания, которые они  могут выполнить и дистанционно отправить  преподавателю. Ведь не для кого не секрет, что р действительно грамотные ребята, которые  хотят учиться, они развиты  и интеллектуально, и профессионально, они  же и являются самыми серьезными спортсменами. Они выигрывают чемпионаты. Это очень не глупые люди и если им индивидуально помочь, они станут руководителями новой формации. У нас таких сейчас учиться около 700 человек.

 Какое место борьба занимает в системе студенческого спорта?

В студенческом спорте высшая ступень -  Универсиада. Это мероприятие следующее по своему статусу после Олимпийских игр. И, к сожалению, спортивной борьбы в постоянной программе этого форума нет. Есть дзюдо, а вот спортивной борьбы нет. Это огромная недоработка международной федерации борьбы (FILA). И это неправильно, спортивная борьба исторический вид спорта с него начинались Олимпийские игры. Иногда наш вид спорта включают в Универсиады, если в странах, которые их проводят, этот вид спорта развит.

В Казани включили?

Нет, включили борьбу на поясах, включили наш национальный вид  - борьбу самбо. Процесс включения вида спорта довольно сложный. Когда включали борьбу на поясах, его поддерживал сам  Минтимир Шаймиев  -  президент Татарстана, а за самбо ходатайствовал  Владимир Путин.  То есть были подключены серьезные люди, чтобы этот вид попал в универсиаду. Включить вид спорта в программу Универсиады – это почти как в Олимпийские игры.