Остаться без наследника (Московские новости, 06.08.2012), Остаться без наследника (Московские новости, 06.08.2012)

Остаться без наследника (Московские новости, 06.08.2012)

07 августа 2012
15:52
Хасан Бароев
Остаться без наследника (Московские новости, 06.08.2012)

Московские новости, 06.08.2012

 

 

Один из самых известных представителей олимпийской сборной России в Лондоне, чемпион Игр-2004 по греко-римской борьбе в самом престижном супертяжелом весе Хасан Бароев закончил свою третью Олимпиаду уже в первой схватке.

Поражение спортсмена, которого когда-то называли «наследником Карелина», тех, кто следит за этим видом спорта, вряд ли удивило. В последние годы Хасана по-настоящему интересовало все, что угодно, только не профессиональный спорт. И после Лондона он наконец-то получит возможность заняться тем, что ему по душе.

Бароев еще в юниорском возрасте попал в поле зрения широкой публики. Этому способствовала и необычная судьба (его семья – осетинские беженцы из Таджикистана); и фактурность вместе с умением хорошо себя подать; и статус «наследника Карелина», который он получил после ухода Сан Саныча из спорта в 2000 году. Тогда, впрочем, этот титул вешали на любого более-менее подающего надежды борца греко-римского стиля, весящего больше 100 кг, но именно Бароев сумел стать наследником по своей сути.

В 2003 году, 20-летний (!) борец выиграл взрослый чемпионат мира, а на следующий год взял реванш за Карелина на Олимпиаде в Афинах. Финал он выиграл у казахстанца Георгия Цурцумию приемом, который навсегда вошел в лучшие борцовские нарезки на YouTube. За минуту до конца поединка, проигрывая, Хасан бычком пошел на соперника и перевел его в партер.

А потом вдруг оказалось, что у Бароева в спорте закончились стимулы. Нет, конечно, вслух он этого не говорил – наоборот, всячески постоянно подчеркивал, что об уходе и мысли не допускает. «С тех пор, как в 15 лет переехал в Москву, я и столицы-то толком не видел, - объяснял он свое состояние автору этих строк в 2006 году. – Все укладывалось в схему: «подъем – зарядка – учеба – первая тренировка – отдых – вторая тренировка – сон». Мне необходимо было остановиться, осмотреться. Поездил по миру, был в Индии, Турции, Египте. Приобрел много друзей не из борьбы – футболистов, хоккеистов, людей, не имеющих отношения к спорту. За полтора пропущенных года я очень соскучился по борьбе».

Но, казалось, Хасан больше убеждал самого себя. Было видно, что тренируется и борется он уже по инерции – просто потому что не уходить же из весьма прибыльной профессии в 20 с небольшим лет, после стольких лет тяжелой работы? Все больше времени борец проводил в шоу-бизнесе – в кино, на съемках шоу и телепередач, постепенно становясь не спортивной, а медийной персоной.

Такие настроения очень болезненно воспринимал президент Федерации спортивной борьбы России Михаил Мамиашивили, который считал, что Бароев попусту растрачивает свой гигантский дар. «Запрещать я ему ничего не могу и не собираюсь. Взрослый мужик. Он считает, что все это не сказывается на борьбе. Мне же кажется, когда-нибудь Хасан пожалеет о том, как провел эти годы», - говорил олимпийский чемпион 1988 года в неформальных разговорах. До поры до времени это действительно почти не сказывалось на результатах.

В России за все эти годы не появилась даже близкая ему по масштабу фигура (его вечный конкурент Юрий Патрикеев не выдержал и уехал в Армению); на международной арене до Пекина-2008 Бароев выиграл еще чемпионат Европы и чемпионат мира. Собственно, это были его последние успехи на таком уровне. В финальной схватке Олимпиады в Пекине наследник Карелина ничего не смог поделать с мощным кубинцем Михайном Лопесом, не проведя против него ни одного результативного действия.

А дальше и до Игр 2012 года – Хасан в основном лечил травмы, физические и ментальные. Лучше него в стране в весе до 120 кг все равно так и не появилось. В Лондоне повезли его, где Бароев проиграл тому же Патрикееву уже в первой схватке – и сразу выбыл из соревнований. Наверное, оно и к лучшему. Человек, который давно все и всем доказал, имеет право жить так, как ему кажется правильным. А мы будем ждать нового Карелина.