Курамагомед Курамагомедов: мои турнир и школа развиваются, а я буду готовиться к Рио-2016, Курамагомед Курамагомедов: мои турнир и школа развиваются, а я буду готовиться к Рио-2016
Курамагомед Курамагомедов: мои турнир и школа развиваются, а я буду готовиться к Рио-2016
В минувшие выходные в Каспийске прошёл уже третий открытый всероссийский турнир по вольной борьбе среди юношей на призы пятикратного чемпиона Европы Курамагомеда Курамагомедова. Школа борьбы, носящая его имя, весной следующего года переедет в новый современный комплекс. А сам Курамагомед Курамагомедов намерен готовиться к Рио-2016, и хочет принять участие в турнире по миксфайту. Об этом и многом другом он рассказал в интервью WRESTRUS.RU.
- Чем отличался третий турнир от двух предыдущих?
- В прошлом году на турнире боролось свыше трехсот участников, и это внушительная цифра для юношеских соревнований. Участники разъехались по регионам, рассказали дома о дружеской атмосфере и хорошей организации турнира, после чего в этом году заявилось уже более 400 борцов. Но разве дагестанца испугаешь количеством гостей (смеется). К нам приехали команды из всех районов Дагестана, всех республик Северного Кавказа, краев и областей и Юга России, большие делегации были из Красноярска и Якутии, два состава выставил Азербайджан. Учитывая возросший интерес, мы постарались провести турнир на ещё более солидном уровне. Председатель правления ФСК ЕЭС Олег Бударгин и президент компании "Энергострой М.Н." Шамиль Муртазалиев обеспечили призовой фонд, а сами соревнования прошли в пятитысячном дворце имени Али Алиева.
- Бувайсар Сайтиев при организации своего турнира отмечал проблему переростков, а Приз Карелина даже был отменен, чтобы привлечь внимание к данной теме. Как с переростками боролись на твоем турнире?
- В юном возрасте любая несправедливость воспринимается особенно остро. Поэтому мы очень строго следили за процедурой взвешивания и смогли избежать судейской предвзятости во время соревнований. Сделали всё возможное, чтобы не допустить переростков, но наши усилия - это капля в море. Если федерация хочет искоренить проблему переростков, то ей нужно подключать правоохранительные органы, чтобы они искали нарушителей и карали их по всей строгости закона.
- Ты доволен результатами воспитанников школы имени Курамагомеда Курамагомедова?
- Наша школа работает всего ничего, и ребята приятно удивили. Абдул Ахмедов стал одним из открытий турнира, победив в категории до 42. Школа быстро развивается – мы регулярно вывозим ребят на турниры, приглашаем на мастер-классы именитых борцов. Сейчас арендуем зал, но уже весной следующего года в Каспийске откроется современный спортивный комплекс, который станет домом для нашей школы. Первый камень при строительстве комплекса заложил лично президент Дагестана Магомедсалам Магомедов. Шефство над школой взял Олег Бударгин и компания ФСК ЕЭС. Федерация спортивной борьбы России и Фонд Сулеймана Керимова помогли коврами и экипировкой. Сажид Сажидов и сборная Дагестана всегда готовы поделиться опытом. Я очень признателен всем, кто поддержал моё начинание. Один бы я не справился.
- Школа Курамагомедова взаимодействует с другими центрами вольной борьбы?
- Невозможно развиваться, если варишься в собственном соку. Систематически нужны совместные тренировки ребят из нескольких школ, мини-турниры между борцами из разных центров. Как только мы переедем в новый комплекс, сразу предложу нашу школу, как площадку для такого обмена опытом. В нашем зале для этого будут созданы все условия.
- Ты часто общаешься с мальчишками. Чему пытаешься их научить, помимо борцовских приемов?
- Знаете, меня постоянно спрашивают: “Зачем ты столько времени возишься с детьми?” Но ведь мне – простому мальчишке из горного селения Ириб помогли в своё время найти себя в борьбе, и благодаря спорту я состоялся в жизни. Сегодня уже я несу ответственность перед страной и подрастающим поколением. Поэтому всё свободное время провожу с воспитанниками, направляю их на правильный путь. В школе сейчас занимается 300 мальчишек, скоро их будет в несколько раз больше, и я уверен, что все они вырастут достойными отцами и настоящими гражданами своей страны, а кто-либо из них обязательно станет олимпийским чемпионом. А теперь представьте, если каждый именитый спортсмен России поможет найти себя в жизни хотя бы 100 мальчишкам и девчонкам, какая могучая у нас будет страна?! Я знаю, что Федерация спортивной борьбы России готовит проект авторских школ “Наследие олимпийских чемпионов”. Это нужное начаниение, и я очень надеюсь, что Министерство спорта поддержит его на федеральном уровне.
- Давай перейдем к большому спорту. Как оцениваешь итоги Олимпийских игр в Лондоне?
- Начну издалека. В 2007 году меня хотели освободить от чемпионата России, но я сказал, что буду бороться. Я тогда проиграл Билялу Махову и усугубил травму локтя, которую затем лечил три года. Сейчас, глядя назад - возможно изменил бы тактику, но точно бы не отказался от участия – потому что поблажки не помогут стать чемпионом. Я совсем мало времени тренировался со сборной России в нынешнем году, но создалось впечатление, что лидеров команды слишком оберегали. Да и по ходу олимпийского цикла лидеры часто пропускали чемпионаты России и турниры Ярыгина. Это неправильно.
- Результаты Олимпиады в супертяжелом весе объективны?
- Ещё одна история из прошлого. В середине нулевых я здорово боролся весной на чемпионатах Европы, и не слишком удачно осенью на чемпионатах мира. Одной из причин этого было то, что в начале года на сборы к нам приезжал Артур Таймазов, выступавший за Узбекистан. Мы провели множество хороших спаррингов, хотя и старались утаить друг от друга домашние заготовки. Понятно, что мы не могли готовиться вместе к чемпионатам мира, а сильных соперников в России тогда не было. Вот и Билялу Махову не с кем было спарринговаться при подготовке к Лондону-2012. Я предлагал тренерам сборной свои услуги, готов был приехать на сбор и работать на команду, но они не сочли это нужным.
- Ты три года лечил локоть, после чего вернулся и стал третьим на предолимпийском чемпионате России. Когда ждать нового появления на ковре?
- Вот посмотрел, с каким азартом боролись ребята на моем турнире, и с такой силой потянуло на ковер (улыбается). Как только школа переедет в новый комплекс и встанет на ноги, сразу начну готовиться к Рио-2016. У меня ещё достаточно сил и желания хотя бы для одной большой и красивой победы. Кроме того, я с большим удовольствием поучаствовал бы в миксфайте.
- Интересный поворот. У тебя есть соответствующий опыт?
- Недавно Минспорта РФ аккредитовало грэпплинг, как неолимпийский вид спорта, развиваемый под эгидой ФСБР. А я был одним из первых в России, кто познакомился с этим единоборством на самом высоком уровне. В 1998-м меня пригласили в Эмираты на сбор поработать с Олегом Тактаровым, Риккардо Мораисом и ещё несколькими бразильцами. Я должен был помочь им разобраться с проходами в ноги и нагнетать активность в партере. Конечно, несколько раз попался на болевой. Моё самолюбие взыграло, и я попросил показать технику основных удушающих и болевых приемов из бразильского джиу-джитсу. Опробовал их, после чего со мной уже никто не мог справиться. Мне тогда предлагали хороший контракт, но я выбрал вольную борьбу. Ни о чем не жалею, но здоровый спортивный интерес к боям без правил у меня остался.
- С кем из бойцов ты бы хотел встретиться?
- С кем-либо из американцев или бразильцев, из тех, кто на виду. Американец Джефф Монсон зачастил в России и пока только Федя Емельяненко смог с ним справиться. Думаю, мой бой с Монсоном вызвал бы большой интерес. В общем, я открыт для предложений из миксфайта, но в тоже время хочу еще раз напомнить, что остаюсь действующим борцом вольного стиля. Поэтому, до новых встреч на турнирах (улыбается).
Фотоотчет о III турнире на призы Курамагомеда Курамагомедова >>